"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (291) от 31 марта 2005 года

Прокуратура остановила ароматизацию коровников

Александр КРУТОВ

16 марта областной арбитражный суд по требованию прокуратуры Саратовской области выписал исполнительный лист, согласно которому правительству области и областному Минэкономразвития запрещается финансирование хозяйствующих субъектов, указанных в распоряжении правительства № 61-р от 3 марта 2005 года.

Исполнительный лист выписан в качестве обеспечительной меры по иску прокуратуры, добивающейся признания недействительным распоряжения "О распределении средств областного бюджета 2005 года, направляемых на государственную поддержку хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории Саратовской области". За столь длинным названием скрывается выделение средств по статье, которую журналисты обычно называют "бюджетом развития". К теме распределения средств по этой статье "Богатей" уже обращался в декабре прошлого года (см. "Бюджет развития Пипии" в № 46 от 9 декабря 2004 года).

В 2002-2004 годах соответствующие постановления издавались под конец года, а реальные деньги доставались, как правило, тем "хозяйствующим субъектам", в которых у губернатора была определенная политическая заинтересованность. Например, в прошлом году более половины от общей суммы "бюджета развития" приходилось на фирмы и предприятия, находящиеся под опекой различных депутатов.

В этом году сроки и тактика выделения средств "бюджета развития" претерпели серьезные изменения. Ведь неминуемое вступление в должность в начале апреля нового губернатора заставляло Дмитрия Аяцкова торопиться. Наверное, поэтому он и подписал свое распоряжение уже в начале марта.

Абсолютным рекордсменом среди получателей бюджетных субсидий опять является ОАО "Трансмаш". В этом году из бюджета "Трансмашу" выделено 36 миллионов рублей, что составляет 32,2 процента от всех выделенных "на государственную поддержку хозяйствующих субъектов" бюджетных средств. Следует отметить, что, по сравнению с 2002 годом, в текущем году объем получаемых "Трансмашем" бюджетных средств возрос более чем в пять (!) раз. В 2005 году продолжилась прошлогодняя тенденция по выделению средств областного бюджета энгельсскому ОАО "Тролза", контролируемому финансово-промышленной группой, близкой к Вячеславу Володину. Согласно оспариваемому постановлению правительства, "Тролза" должна получить 9 миллионов рублей на разработку и выпуск современного троллейбуса "Мегаполис". В дополнение к этой сумме для "Троллейбусного завода" тем же постановлением отписано 1,5 миллионов рублей, переходящих из бюджета прошлого 2004 года. Почти 2 миллиона рублей бюджетных субвенций должно получить в 2005 году ООО "Мясокомбинат "Дубки", возглавляемое депутатом Саратовской городской думы Игорем Ефремовым.

Однако на этом старинная аяцковская традиция государственной поддержки депутатского бизнеса заканчивается. Точнее, уступает место новой тенденции финансирования за счет бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Иногда сами названия этих изысканий напоминают отдельные места из произведений Ильфа и Петрова. Например, саратовское ООО "Лоза" должно получить из областного бюджета миллион рублей на "совершенствование методов и технологии детоксикации кормов и воздуха в животноводческих помещениях". Спрашивается, почему рядовой налогоплательщик должен помогать тому, кто кормит скотину заведомо токсичными кормами? Что касается "детоксикации воздуха в животноводческих помещениях", то общественная значимость подобной работы, на мой взгляд, в комментариях не нуждается.

В некоторых случаях бюджетные средства выделяются даже не на инвестиционные проекты, а на "продолжение исследований" или на "заявку на открытие". Вряд ли там может идти речь о какой-то отдаче для бюджета. Тем не менее некое ООО "Проект Новые Технологии" умудрилось получить под подобного рода заявки около 3,5 млн. рублей.

Некоторые инвестиционные проекты 2005 года выглядят не просто социально бесполезными, но и экологически опасными. В оспариваемом прокуратурой распоряжении правительства 3,2 миллиона рублей бюджетных средств получили два проекта, связанных с добычей и переработкой горючих сланцев. Химический состав этого вида топлива таков, что практически не допускает прямого сжигания сланцев в топках электростанций. Для этого обычно используется предварительная переработка сланцев, чаще всего, методом газификации. Продуктом газификации является низкокалорийный газ (НКГ) с высоким — от 60 до 80 процентов — содержанием углекислого газа. Транспортировать НКГ с высоким содержанием угарного газа по трубопроводу экономически невыгодно и экологически опасно. Опасно прежде всего потому, что саратовские сланцы имеют очень высокое содержание серы — от 5 до 10 процентов. Образующиеся при газификации оксиды серы способны моментально "съесть" металл трубопроводов. Тем не менее бывший секретарь Саратовского обкома КПСС Константин Муренин, получивший от Аяцкова должность заместителя председателя совета экономического развития при губернаторе области, долгие годы усиленно проталкивал идею всемерного использования сланцев. И вот, наконец, его старания увенчались успехом. В 2005 году СГТУ должен получить 1,4 млн. рублей на создание пилотной установки "для исследования и получения исходных данных по составу оборудования и технологическим параметрам переработки горючих сланцев". Иными словами, у создателей пилотной установки нет даже четкого представления о составе необходимого технологического оборудования. Производительность нового агрегата мизерная — 25 кг в сутки. Но при этом тем же распоряжением правительства ООО "Перелюбская горная компания" выделяется 1,8 млн. рублей на "развитие добычи горючих сланцев методом наклонно-горизонтальной скважинной технологии". Кто же, спрашивается, станет потребителем добытых сланцев?

Прокуратура области, оспаривая "инвестиционное" распоряжение правительства, выявила еще и нарушения закона при принятии этого документа. По мнению прокуратуры, финансирование в 2005 году инвестиционных проектов, предусмотренных законом о бюджете 2004 года, незаконно, поскольку данный закон утратил силу с 1 января 2005 года. Есть у прокуратуры вопросы и по процедуре принятия постановления. Ведь, согласно упоминавшемуся выше областному закону "О государственной поддержке…", бюджетные вливания распределяются на конкурсной основе. При этом, согласно приказу министра экономики области, заявки на конкурс от организаций-соискателей должны поступить в министерство в срок до 15 сентября 2004 года. Но прокурорская проверка выявила среди получателей бюджетных денег несколько фирм, подавших свои заявки гораздо позднее установленного срока. Так, конкурсная заявка от ООО "Санэко", получившего 12 млн. рублей на проект по разведке и разработке Родниковского нефтегазового участка, поступила только 14 февраля. Аналогичное можно сказать и про проект НИИ СХ Юго-Востока, получившего из бюджета 1,3 млн. рублей на проект "Внедрение ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых культур…". В этой связи возникает отнюдь не риторический вопрос: а был ли конкурс?

Ответ на него, надеюсь, будет получен в зале арбитражного суда.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1042005102923&oldnumber=291