"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (290) от 24 марта 2005 года

Родителям О Детях

Застенчивость: недостаток или достоинство?

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Все родители знают, что каждый ребенок обладает ясно различимой индивидуальностью. В этой индивидуальности одно из центральных мест занимает темперамент, индивидуальная склонность отвечать своим, особенным образом на все воздействия окружающей среды.

К наиболее важным составляющим темперамента относится уровень активности психики ребенка — специфический темп и сила активности психики. Раздражительность и негативная эмоциональность также индивидуальны и показывают, насколько тот или иной ребенок подвержен воздействию угнетающих психику, дестабилизирующих событий. Важными чертами темперамента также являются способность к восстановлению внутренней гармонии, боязливость и коммуникабельность.

Гены или среда?

Для многих из нас само по себе понятие "темперамент" подразумевает, что речь идет о биологическом, генетически обусловленном в поведении. В одном из медико-психологических исследований ставилась задача выяснить, насколько в реальности темперамент подвержен влияниям среды, а насколько — генетически "запрограммирован" и неизменен. Сравнивались сходные качества темперамента у пар детей-близнецов — однояйцевых и двуяйцевых. Выяснилось, что к середине первого года жизни однояйцевые близнецы уже проявляют большее, чем у двуяйцевых, сходство почти всех характеристик темперамента. Получается, что многие качества темперамента в любом случае следует считать наследственными.

Однако же, темперамент ребенка в младенческом и дошкольном возрасте подвержен и влиянию окружающей среды. Какие же из условий среды наиболее важны? Домашняя обстановка оказывает сильное влияние на такую положительную черту темперамента ребенка, как способность к восстановлению внутренней гармонии, то есть легкость, с которой ребенок успокаивается после пережитых угнетающих эмоций — страха, недовольства. Сильное влияние обстановка родного дома оказывает на общительность, коммуникабельность. Влияет обстановка в доме и на негативные черты темперамента — раздражительность, боязливость. Порой внимательные и вдумчивые родители, заметив ранние различия в темпераменте двоих своих детей, приспосабливают свое воспитывающее воздействие к этим различиям. Порой это идет "не в плюс". Например, мать младенца замечает, что ее сын пугается незнакомых людей сильнее, чем это делала в свое время ее старшая дочь. Мать может позволить ребенку избегать нового опыта общения с незнакомцами. Так мать "помогает" сыну в том, что в последующем, в неожиданных ситуациях, с которыми ему придется столкнуться, мальчик будет сильно напуган.

Стабилен ли темперамент?

Современная детская психология выделяет три так называемых профиля темперамента. Первый из них — это легкий темперамент Им обладают до 40 процентов детей. Они веселы, добродушны, обычно находятся в хорошем настроении, полностью открыты новым эмоциям, переживаниям и хорошо приспосабливаются к условиям. Привычки таких детей регулируемы и предсказуемы.

Второй тип профиля темперамента — трудный. Им обладают около 10 процентов детей. Трудные дети активны, раздражительны, а в привычках непостоянны. Они обычно энергично реагируют на изменения и одновременно очень медленно адаптируются к новым ситуациям и людям.

Третий профиль темперамента называют вялым, или застенчивым. Таких детей около 15 процентов. Они и в самом деле вялые, очень медленно приспосабливающиеся к незнакомым людям и новым ситуациям. Однако, в отличие от трудных детей, эти дети реагируют на эти ситуации и на незнакомцев не интенсивно, энергично, а весьма умеренно. Например, они могут противиться объятиям, просто отворачиваясь, а не крича и кусаясь, как дети с трудным темпераментом.

Все три описанные профили темперамента дают в сумме лишь 65 процентов детей. А что же остальные? Они не соответствуют ни одному из описанных типов, их темпераменты уникальны.

В какой степени ранние свойства темперамента сохраняются со временем? Продолжительные исследования показали, что некоторые качества темперамента — те же уровень активности, раздражительность, коммуникабельность и боязливость, остаются достаточно стабильными в детстве и даже в ранней юности. Именно поэтому многие специалисты рассматривают темперамент ребенка как основу личности взрослого человека. Однако, это не всегда так, не все индивиды обладают настолько стабильным темпераментом.

Достоинство или недостаток?

В будущей жизни описанные типы темперамента могут сохраниться и влиять на приспособляемость ребенка к разнообразным жизненным ситуациям. Дети с трудным темпераментом, как правило, сталкиваются с трудностями в адаптации к учебе в школе. Будучи раздражительными, они агрессивны в своих отношениях со сверстниками. Дети же с вялым темпераментом, напротив, застенчивы и проявляют другую, неагрессивную форму приспособления. Но их застенчивость может оказаться причиной того, что таких детей отвергают сверстники.

В большинстве западноевропейских культур и в США замкнутость, застенчивость детей рассматривается как недостаток в смысле социальных качеств. Такие дети рискуют быть отвергнутыми или испытать пренебрежение своих сверстников. Это ведет к низкому самоуважению, к депрессиям и многим другим психологическим и поведенческим проблемам. Позже многие из таких детей далеко отстают в развитии от своих более смелых и открытых сверстников.

Однако во многих странах Азии ценятся как раз такие качества, которые в США и в Европе называют робким и заторможенным поведением. В Китае более замкнутых детей учителя считают более социально зрелыми. Да и среди сверстников они там пользуются большей популярностью.

Впрочем, и среди европейских культур есть значительные различия и в оценке застенчивости, и в последствиях ее проявления ребенком. Например, шведы оценивают застенчивость куда более положительно, чем многие их соседи. В этой стране застенчивое, сдержанное поведение детей, да и взрослых, явно предпочитают самоуверенному, напористому и привлекающему к себе внимание поведению. То есть в шведской культуре застенчивость — достоинство, а не недостаток.

В российской культуре до последнего времени, что касается застенчивости, скромности и сдержанности, отношение преобладало, скорее, близкое к шведскому. Однако американизация последних десятилетий не прошла мимо этих качеств, и сейчас клеймо "ботаника" более жестко определяет положение отвергаемого застенчивого подростка в группе, чем было раньше. Хорошо это или нет и для личности, и для общества — другой вопрос.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25032005095141&oldnumber=290