"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (290) от 24 марта 2005 года

Станут ли наши школы парками?

Елена НАЛИМОВА

Что греха таить, для новаторства и в педагогике Саратов — не лучший полигон. В то время, как в других российских городах вовсю внедряются интересные педагогические технологии, в саратовском образовании самыми передовыми остаются учебные заведения с фирменными брендами "гимназия" и "лицей". Наши чиновники от образования гордо называют их "инновационными учебными заведениями", на деле же инновационность оборачивается примитивными параметрами — повышенной платой за обучение, позволяющей отсеять "достойных" учеников, а также более высоким, по сравнению со средним, уровнем подготовки педагогов. Во всем остальном гимназии и лицеи ничем не отличаются от школ прошлого — стандартные уроки, проводимые учителями старой закалки по стандартным же методичкам и, как результат, стандартные выпускники, имеющие одну-единственную внедренную в их сознание родителями и школой цель — поступить в такой же "инновационный", то есть престижный и дорогой ВУЗ. О том, что такое в действительности новое образование, можно было услышать и примерить на себя на прошедшей 14-15 марта в Саратовском педагогическом институте конференции "Проектное обучение в профессиональном и допрофессиональном образовании". Организовала ее Лаборатория продуктивного образования, созданная на базе кафедры педагогики института два года назад. Этим шансом воспользовались многие саратовские педагоги, наибольший интерес вызвали мастер классы координатора Парк-школ в России, эксперта федеральных экспериментальных площадок, практикующего педагога из Москвы О. Леонтьевой. Ольга Милославовна рассказала о своем опыте работы в инновационной школе и принципах организации такого обучения.

Необычная школа

Исходя из идеологии продуктивного обучения, привычную нам модель среднеобразовательного учреждения можно определить как "класс-школу", базирующуюся на принципе последовательного обучения детей в замкнутых одновозрастных группах (классах), согласно заранее созданному взрослыми людьми расписанию уроков. Парк-школа предполагает другую структуру обучения, основанную на свободном выборе учащимися мест и форм учебных занятий, которые проводятся в открытых разновозрастных учебных группах. Что это, анархия или свобода передвижения в заранее заданном пространстве? Ни то, ни другое. Парк-школа строится на таком понятии, как воля — воля каждого отдельного индивидуума к получению знаний. В связи с этим привычные термины, употребляемые в класс-школе, приобретают новый смысл. Например, простое понятия "класс": в обычной школе это — закрытая одновозрастная группа детей, в Парк-школе — не более, чем указание на год обучения или возраст ученика. Сам урок из конкретного занятия, стоящего в сетке расписания, превращается во временной промежуток, предназначенный для работы, но не обязательный для повсеместного посещения. Вместо классических уроков проводятся "парк-студии" — учебные занятия, складывающиеся в зависимости от того, кто пришел в данный конкретный день и с какими запросами. Парк-студии проводятся таким образом, чтобы каждый ребенок мог работать по собственному, им самим составленному образовательному плану. Учебные программы обычной и Парк-школы имеют общие параметры, но они сведены к минимуму: исходной и конечной точке — поступлении и сдаче государственного экзамена.

Ольга Леонтьева вот уже девять лет работает в созданном по концепции Парк-школа, НПО "Школа самоопределения". Во время мастер-класса, организованного в рамках конференции, она делилась с саратовскими учителями собственными наработками, касающимися манеры преподавания в инновационной школе. Зачастую эти рекомендации звучали непривычно, например: "Память — орган забывания, не требуйте от ваших учеников автоматического заучивания материала" или "Пускайте учеников плыть по течению, не сдерживайте их порывы, математику прекрасно можно познавать через экономику или даже через вязание, у меня были такие примеры". А так Леонтьева отозвалась об отличниках: "Их необходимо спускать с небес на землю и переводить из позиции призрения к позиции поддержки середников и отстающих учеников".

Образование по-саратовски

За два года, которые в Саратове работает Лаборатория продуктивного обучения, многие принципы Парк-школ стали близки и саратовским педагогам. Экспериментальные площадки, где и учителя, и дети пробуют себя в новом образовательном формате, открыты в восьми образовательных учреждениях города. Огорчает одно: методика обучения на основе творческих проектов воспринимается пока не более, чем дополнительная, факультативная. Перевести на новые рельсы хотя бы один класс, не говоря уже о школе, в Саратове пока не решился никто. Такой консерватизм объясняется несколькими причинами. Основной является социальный вектор родительского "заказа" на образование ребенка. Перед учеником ставится конкретная цель — поступить в ВУЗ, желательно престижный. Глубина и качество знаний при этом отходит на второй план, первостепенную роль играют оценки. Значит, если в Саратове и будет создана Парк-школа или любое другое неформальное учебное заведение, потребуется время, чтобы убедить родителей в том, что это действительно полезно и, главное, перспективно для их ребенка.

Большой работы требует и определение организационно-правовой формы таких школ, идеальным решением в этом случае является частное учебное заведение, но в Саратове в настоящее время ничего подобного не существует. Бизнесмены не верят, что образование может быть выгодным вложением денег. Немаловажен и уровень престижа частной школы, вопреки сложившемуся в Саратове мнению, определяется он не ценой. В Москве, в частных учебных заведениях высокого уровня каждому ученику гарантируется поступление в хороший российский ВУЗ, а в некоторых — даже в иностранный университет. Представляете, какого качества должно быть образование? Провинциальные учителя пока не готовы к такому уровню преподавания, ведь заинтересовать ученика и вложить ему в голову реальные знания намного сложнее, чем отчитать урок по методичке. Не подходит для новых образовательных форм и закоснелый костяк старой "советской" школы — тоталитарная форма построения педагогического коллектива.

Дворец творчества заменит школу

Однако есть и положительные примеры. О первых шагах новой педагогики в Саратове рассказывает заведующая кафедры педагогики СГУ, профессор Галина Константиновна Паринова: "Для того, чтобы передовые идеи пришли в наши школы, нужно желание самих учителей и особенно директоров школ. К сожалению, многие из них приближаются к пенсионному возрасту и не намерены что-либо менять. На одном из совещаний я предложила учителям нескольких саратовских школ начать модернизацию с малого — с классных часов, поводить их не принудительно, а исходя из принципа свободного выбора. Например, один класс из параллели устраивает классный час, посвященный 60-летию Победы, другой — проблемам экологии, третий — еще чему-нибудь, а ребенок выбирает — куда пойти и что послушать. Но в ответ на мое предложение учителя возмутились: "А если ребенок никуда не пойдет?". На что я ответила: "Не пойдет — значит, неинтересно". Как ни странно, первые ростки системы продуктивного образования в Саратове появились не в школах и гимназиях, а в учреждении дополнительного образования — городском Дворце творчества юных. Мы связываем с ним большие надежды. Да, сейчас там нет общеобразовательных предметов, но методика максимально приближена к принципам продуктивного обучения — на основании индивидуальных проектов и мини-исследований. Дворец творчества — образовательное учреждение и в перспективе может стать первой площадкой для возникновения в городе школы завтрашнего дня — по-настоящему инновационного учебного заведения.

К сожалению, на конференции, проходившей в пединституте, не было тех, от кого в первую очередь зависит возникновение в Саратове школ новой формации — родителей учеников и чиновников. Первым необходимо узнать о плюсах такой формы обучения для своих детей, а вторым — предложить конкретные пути развития саратовского образования. Нелишним было бы участие в таких мероприятиях и бизнесменов-меценатов, способных профинансировать наше будущее, мирно сопящее за партами на навевающих скуку уроках.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25032005095105&oldnumber=290