"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (289) от 17 марта 2005 года

ДжемСейшн

Как понимать Земфиру

Кирилл БИТЛОВ

С выходом каждого нового альбома Земфиры слушатели и музыкальные критики всё больше расходились во мнениях. Оценки, которые мне довелось услышать, сводятся к двум противоположным суждениям: многие из тех, кто не следит за ее творчеством специально, считают, что первый альбом ("Земфира") был лучшим, а остальные всё хуже и хуже, тогда как музыкальные критики и поклонники певицы отмечают большую зрелость последних двух альбомов по сравнению с двумя первыми.

1 марта (после почти двухлетнего перерыва) наконец-то вышел четвертый альбом — "Вендетта" (его выпуск Земфира обещала еще к осени прошлого года; теперь она обещает выпустить отдельным диском би-сайды, то есть песни, не вошедшие в альбом). Относительно "Вендетты" критики сошлись во мнении, что "в этой стране его не поймут" (Капитолина Деловая), как не поймут и в любой другой стране. Скорее всего, это альбом космического масштаба. В ответ на что от Земфиры прозвучало ценное замечание, что критикам не стоит отождествлять себя с народом, который сам решит, поймет ли он эти 15 песен.

В обсуждениях на сайтах и телевидении была затронута интересная тема под кодовым названием "Земфира — лучшая российская певица". Объективно это решить трудно, поскольку кому-то, например, больше нравится Катя Лель, а кому-то — Нателла Болтянская. Но тот факт, что Земфира почти не эксплуатирует свои прежние находки, а находится в постоянном творческом поиске, очевиден. Равнодушным творчество певицы оставляет только тех, кто ее вообще не слушает; остальных она либо раздражает, либо очень нравится (я прошел через обе стадии). Успех Земфиры у поклонников определяется, на мой взгляд, тремя факторами: ударным первым альбомом, который сумел заинтересовать многих, постоянными экспериментами со стилем и тем, что Земфира работает в первую очередь с оглядкой на себя, то есть делает то, что нравится. Не все эксперименты удачны (например, выпускавшаяся ранее песня "Диоды PC", записанная с Сергеем Шнуровым), а большинство песен с "Вендетты" смело можно назвать некоммерческими, настолько сложное у них звучание: есть блюзовые и отчасти джаз-роковые мотивы, звучание арфы, муга и хэммонда, часто используется резкая смена ритма и мелодии в пределах песни, вплетаются дисгармонические звучания. Стиль текстов остается типичным для Земфиры — лаконизм, много личного, намеки вместо явного выражения. Это, однако, не значит, что темы остались те же, что и на предыдущих альбомах. Тексты стали во многом более жесткими.

Наконец, о названии, которое не имеет явной расшифровки в текстах или музыке альбома, а только отчасти перекликается со стилем обложки (вследствие чего критики вместо "кровной мести" — синонима слова "вендетта" — к месту и не к месту поминали "кровавую месть"). Сама Земфира предлагает не искать потаенные смыслы в этом названии, а просто принять его как часть альбома.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032005102303&oldnumber=289