"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (289) от 17 марта 2005 года

ВидеоРяд

Наш гамбит для Голливуда

Маргарита СПИРИЧЕВА

Тот, кто еще не посмотрел "Турецкий гамбит", видимо, человек, не подверженный внушению. Столько разговоров, рекламы, фильмов по ТВ о процессе создания и т. п. Тем не менее, внесу посильный вклад в обсуждение нового отечественного шедевра, бьющего рекорды кассовых сборов: 13 миллионов долларов всего за 17 дней проката! Все, кто пытался посмотреть "Турецкий гамбит" в прошедшие праздники, были поражены небывалой очередью за билетами. Даже придя за 40 минут до начала сеанса, можно было не попасть на фильм!

Первое впечатление, классическое для всяческих экранизаций: от книги ничего не осталось! Или, если быть точным, то почти совпадают начало и конец. Для пущей динамичности в сценарий внесена масса эпизодов, которых в книге просто не было. И первое — это турецкий плен Фандорина, в котором он сам получает информацию о шпионе Анваре. В книжке его плен никакими приключениями не ознаменован. Мало того, из вялого интеллектуала, пребывающего в депрессии, Фандорин в фильме превращается в настоящего супер-агента. Возникает драматический эпизод спасения безбашенной Варвары из корзины воздушного шара и другой эпизод, со скачкой за именным тыквенным сосудом, который забыл турецкий Штирлиц в месте убийства. В результате, вместо банального тифа главная героиня попадает в больницу с переломами. Вместо одного "голубого" в фильм вставлены два дополнительных героя нетрадиционных наклонностей, которые, впрочем, быстро погибают. Не похожа на себя и сцена с дуэлью, которая вообще-то проходила не на пистолетах, а на саблях. Но она — производная от главного сюрприза, который преподносят создатели фильма начитанному зрителю. Главный злодей в фильме другой, не тот, что в книге! Правда, выглядит все это менее доказательно, чем в первоисточнике, но зрителю не дают возможности задуматься: злодей злее книжного и не собирается кончать жить самоубийством, так что с ним с трудом справляются.

Создатели фильма вовсю пользуются цитатами. Бросаются в глаза голубые очки шпиона, которые перекликаются с супер-очками из фильма "Миссия невыполнима". Или другой эпизод — пикник Варвары Суворовой с румынским князем, когда мимо них проходят русские солдаты на марше — вызывает ассоциации с "Войной и миром" Толстого. Но если цитаты можно не заметить, то спецэффекты — нельзя. Процесс размышлений Фандорина показан настолько зримо, что не всегда успеваешь следить за ходом его мысли.

Отдельно хочется похвалить выбор актера на роль Фандорина. Егор Бероев в нужной степени мужественен, молод, несчастен, решителен и обаятелен, так что не вызывает сомнений, что Фандорин именно таким и должен быть. Другое дело, что седых висков совсем не видно… В общем, достойный соперник Шварценеггера, Сигала, Сталлоне и Брюса Уиллиса.

Перед сеансом "Турецкого гамбита" идет реклама следующего фильма про Фандорина — "Статский советник". То есть планируется пропустить целых три книжки с частными, в общем, расследованиями, и снова остановиться на истории государственного масштаба. Видимо, 1-й канал хочет снимать не просто детективы, а обязательно с патриотическим подтекстом. Если это так, то можно ждать еще "Коронацию" и, возможно, "Алмазную колесницу". А вот полная антология приключений Фандорина, возможно, и не будет создана.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032005102238&oldnumber=289