"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (289) от 17 марта 2005 года

Лекарственная пирамида

Саратовской области обещана “образцово-показательная сеть” лекарственного снабжения

Елена НАЛИМОВА

Реализация положений Закона № 122-ФЗ вот уже несколько месяцев является самой горячей темой в блоке социальных вопросов. Казалось бы, только что мы более-менее разобрались в системе единых денежных выплат, и вот на повестке дня уже новый вопрос — льготное лекарственное обеспечение, и новые проблемы, ожидающие своего решения.

Зачем нам это?

Само словосочетание "льготное лекарственное обеспечение" не является для россиян новым. Льготные лекарства существовали и до принятия судьбоносного социального закона, но, по мнению законодателей, система работала неэффективно. Виной тому несколько причин: недостаточное правовое регламентирование, значительный разброс цен на медикаменты в регионах, что исключало возможность равноценного планирования расходов на лекарственное обеспечение, в том числе при определении расчетных показателей. Прежняя схема льготного лекарственного обеспечения не позволяла эффективно управлять денежными потоками, целевые средства, выделяемые для обеспечения медикаментами льготников, использовались не по назначению. Большое количество поставщиков не гарантировало защиту от попадания в аптеки фальсифицированных медикаментов, отсутствие единой информационно-справочной службы не позволяло оперативно управлять процессами льготного лекарственного обеспечения — одним словом, сплошные минусы. К тому же, проведенные соцопросы показали: люди разуверились в возможности лечения за счет государства, большая часть граждан, имеющих право на лекарственные льготы, выразила желание получать их в форме денежной компенсации. Однако вполне понятное желание отдельного гражданина перевести призрачную социальную гарантию в реальные деньги в общегосударственном масштабе могло привести к неожиданным последствиям. Отсутствие своевременного медикаментозного лечения в амбулаторных условиях и, вследствие этого, обострение "недолеченных" заболеваний, неизбежно потребовали бы оказания уже более дорогой стационарной медицинской помощи и, следовательно, дополнительного увеличения расходов на здравоохранение. Поэтому систему льготного лекарственного обеспечения решено было оставить, но значительно модернизировать.

Схема с исключениями

Базовым принципом социальной реформы стало построение вертикали с четким разграничением властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Тот же принцип был положен и в основу системы льготного лекарственного обеспечения. Но самым интересным и в чем-то даже загадочным в лекарственной реформе является состав ее участников.

Изначально предполагалось взаимодействие четырех субъектов — уполномоченных производителей или импортеров лекарственных средств, национальных операторов, территориальных аптечных складов и страховых медицинских организаций. Схема в таком виде раскладывалась на вполне ясные этапы: территориальные фонды ОМС осуществляют страхование граждан, затем страховая медицинская организация заключает договор с партнером программы — национальным оператором, он, в свою очередь, заключает хозяйственный договор с производителем или импортером, который на основании этого договора поставляет лекарственные средства. По договору с региональным складом национальный оператор направляет полученный медтовар для распределения в розничной аптечной сети ввереного ему региона. Существенным нововведением в данной системе является то, что лекарственные средства не меняют собственника до момента передачи пациенту. Обеспечение лекарственными средствами осуществляется по единым референтным ценам, которые обсуждаются на федеральном уровне и рассчитываются на каждую единицу дозы лекарственной формы с учетом цен, действующих на фармарынке. Далее уполномоченный региональный склад, согласно заявкам, направляет препараты со склада в места отпуска (аптеки, аптечные пункты). После отпуска препаратов аптечный склад отчитывается перед оператором программы, который, в свою очередь, формирует сводный отчет и представляет его в страховую компанию для получения страхового возмещения.

Предполагалось, что весь объем денежных средств должен проходить через систему обязательного медицинского страхования. На страховые медицинские организации возлагалась также функция координации всего процесса — сбор информации, учет и общая отчетность, так как именно в фонде ОМС формируются списки лиц, нуждающихся в лечении, а значит, и в лекарственном обеспечении. Но по непонятным причинам в процессе подготовки нормативных документов страховые медицинские организации из цепочки партнеров по обеспечению граждан льготными лекарствами выпали, и на сегодняшний момент эта ниша пустует. Случайно ли? Почему законодателям показалось более эффективным прямое взаимодействие бюджетов разных уровней с национальными операторами, своего рода дистрибьюторами системы, напоминающей сетевой маркетинг? На неприятные размышления наводит и то обстоятельство, что список партнеров программы льготного лекарственного обеспечения был сформирован на федеральном уровне без объявления оснований включения в него тех или иных компаний. Так, например, Саратовская область "досталась" национальному оператору ОАО "Си-Интернешнл", работающему в основном с Южным федеральным округом, а наших соседей, Нижегородскую область и Башкирию, снабжает лекарствами компания "Биотек". Всего на сегодняшний момент в России действует семь национальных операторов — партнеров программы.

Не вызывает сомнений, что выстроенная пирамида значительно обогатит всех сетевиков-дитрибьюторов, от первого звена — уполномоченного аптечного склада, до последнего — фармацевтических компаний, получивших "госзаказы". Заинтересованность здравомыслящих политиков в проверке прозрачности финансовых потоков, проходящих через звенья выстроенной центром лекарственной пирамиды, сторонники реформы называют попытками воспрепятствовать прогрессу, стремительно насаждающему новые лекарственные порядки в регионах. В целом, система льготного лекарственного обеспечения — уже свершившийся факт, теперь имеет смысл обсуждать ее первые последствия для нас, простых граждан. Одно можно сказать точно: народ стерпел, возмущений по поводу очередного, на этот раз лекарственного, этапа социальной реформы не наблюдалось. О том, что это означает однозначное одобрение, говорить преждевременно — скорее всего, люди просто устали от лавины перемен и выжидают, положившись на русский "авось". А вот чиновникам надеяться на счастливое стечение обстоятельств не стоит — сырая система требует тщательной доводки на местах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032005101636&oldnumber=289