"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (289) от 17 марта 2005 года

Глядя из Саратова

Хотим евроводителей!

Маргарита СПИРИЧЕВА

Российское уличное движение — это кошмар. Это знают все участники означенного движения, будь они пешеходами или водителями. И, осознавая эту простую истину, наши законодатели пытаются с этим бороться, как умеют. А умеют они усиливать наказания за различные правонарушения. В пятницу Совет Федерации одобрил поправки в Административный кодекс РФ, ужесточающие наказание за управление транспортным средством без водительских прав. Штраф за вождение автомобиля лицом, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), устанавливается в размере от 7 до 10 МРОТ (в настоящее время от 3 до 5 МРОТ). Также повышается штраф за управление автомобилем водителями, ранее лишенными прав, с нынешних 5-8 МРОТ до 10-15 МРОТ. И заодно вместо административного штрафа за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования (который исключен) за данное правонарушение увеличен срок лишения водительских прав с 1 года до 1,5-2 лет.

Смогут ли эти поправки изменить ситуацию на дорогах?

С одной стороны, по сведениям МВД, после ужесточения ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии вплоть до лишения через суд водительских прав, которое произошло в 2004 году, отмечено снижение ДТП с участием пьяных водителей на 9 процентов, а за январь-февраль 2005 года — на 19,8 процентов. С другой стороны, уже по опыту известно, что увеличение штрафов ведет не столько к снижению правонарушений, сколько к увеличению взяток. Зачем платить полторы тысячи штрафа, если можно попытаться уговорить инспектора согласиться на более мелкую сумму? То есть лишения прав наш водитель опасается, а вот штрафов не очень. Между тем, 18 субъектов РФ хотят еще ужесточить наказание за нарушение ПДД. Они выступили с инициативой ужесточения наказания за грубое нарушение правил дорожного движения: за несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу, проезд под запрещающий сигнал светофора и другие. Если выдерживать линию, то можно прийти к тому, что лишать прав будут за любое нарушение правил.

Те, кто бывал в западных странах, с удивлением вспоминают ощущение комфорта на улицах городов. Машины не несутся, как сумасшедшие, останавливаются перед пешеходом, даже если он переходит на красный свет, и вообще соблюдают правила, а водители как будто никуда не торопятся. И хотя, по данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек, львиная доля — 90 процентов всех ДТП — случается в странах с бедной экономикой. И мы явно относимся к ним: если в Германии число пострадавших в ДТП снизилось в прошлом году на 15 процентов, то у нас наблюдался рост числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Впрочем, статистика за 2004 год еще не опубликована, есть данные только за 2003.

Как бы так сделать, чтобы у нас было, как у них, в Европе?

По данным ГИБДД, за 2003 год около 95 процентов ДТП в России возникали из-за неисправностей автомобиля. Эксперты указывают, что, помимо плохого качества дорог и незнания простейших требований по безопасности дорожного движения населением, большую роль в ухудшении ситуации играет низкое качество и несоответствие существующим стандартам производимых в России автомобилей. То есть в интересах населения, чтобы государство не вводило заградительные пошлины, а наоборот, сделало максимально доступными более защищенные иномарки. Играет роль и недостаточная квалификация водителей, и неудовлетворительное качество бензина. За качество товаров мы уже начали бороться, а вот с качеством водителей пока проблемы. Вместо ужесточения наказания следует повышать его неотвратимость (то есть честность постовых) или добросовестность водителей. И то, и другое сложно, но только это по-настоящему эффективно. У нас очень мало внимания уделяется пропаганде правильного поведения за рулем, а та реклама, что висит на наших улицах, бездарна и неэффективна. Видимо, пока в ее эффективности никто не заинтересован. Между тем, пропагандировать есть что. Например, у нас практически не освещается, что опасно для жизни за рулем курить, есть, менять кассеты в магнитофоне, разговаривать по телефону (последнее, кстати, еще и запрещено правилами, но за этим никто не следит), а по последним данным — и слушать громкую и быструю музыку.

Тем не менее, власти тоже хотят, чтобы в нашей стране были европейские водители, только видят это по-своему. На днях стало известно, что МВД России планирует к 2006 году начать раздавать новые водительские права международного образца. Об этом, как передает РИА, в прошлую пятницу поведал начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант Виктор Кирьянов. По его словам, новый образец уже разработан и отправлен в ООН на согласование, и если все пройдет гладко, то уже к концу этого года удостоверения будут действительны в Европе, США и других странах. При этом такое удостоверение будет являться и паспортом, и документом, удостоверяющим личность, так как будет создана единая информационная база, и в любом государстве можно будет получить информацию о владельце документа.

Замечательная новость. Если бы к этому удостоверению приложить водительские навыки американских фермеров, считающихся самыми примерными водителями, и присовокупить все технические меры безопасности европейских машин, то получился бы настоящий евроводитель.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032005101503&oldnumber=289