"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (289) от 17 марта 2005 года

Рывок в XXI век

Новой власти предстоит решить ряд сложных задач, чтобы вывести область из отставания

Маргарита СПИРИЧЕВА

Новый губернатор Павел Ипатов уже произнес свою программную речь, когда его кандидатуру утверждала областная дума. Согласившись в целом с теми больными точками, которые обозначил новый глава региона, редакция "Богатея" сочла возможным предложить свой список проблем, решение которых могло бы существенно изменить уровень жизни жителей области. Поскольку это стратегические задачи, мы не будем обсуждать способы и сроки их решения. Во многом это проблемы, характерные для всей страны. Но, с другой стороны, никто за нас нашу жизнь не улучшит.

Область

Если говорить об уровне жизни, то хуже всего люди живут в отдаленных селах, где нет работы, нет более-менее нормальной медицинской помощи, нет возможности выучить детей, не говоря уже о регулярном снабжении и возможности достойно провести досуг. Последнее не так уж неважно, поскольку избыток свободного времени можно рассматривать как одну из причин знаменитого российского пьянства. Нам представляется, что ситуацию можно изменить, если обеспечить область коммуникациями и изменить структуру занятости на селе.

Плохие дороги нашей области стали притчей во языцех. Во времена правления Аяцкова довольно комфортно можно было путешествовать только в Балтайском направлении да еще по Усть-Курдюмской трассе. Несмотря на то, что стратегически область располагается рядом с ключевыми транспортными магистралями страны, мы не можем воспользоваться этим преимуществом. Дороги можно сравнить с кровеносными сосудами: их плохое состояние приводит к болезням и потере трудоспособности. Из-за плохих дорог в области сворачивается транспортное сообщение. В некоторые населенные пункты автобусы или вообще не ходят, или ходят раз-два в неделю. В результате, их жители отрезаны от цивилизации. Конечно, пассажирские перевозки переживают не лучшие времена не только из-за плохого качества дорог. Есть еще проблема обновления подвижного состава: новые отечественные автобусы очень дороги, а бывалые импортные не ввезешь из-за заградительных пошлин. Однако именно такие проблемы должны быть по плечу власти. Именно она может договориться с автостроителями о скидках, рассрочках, лизинге и т. п.

Качественные дороги — гораздо более сложная задача, требующая огромных вложений. Однако эти вложения окупятся снижением смертности от аварий, увеличением транзитного потока через область с вытекающими экономическими выгодами, доступностью для жителей села крупных образовательных и лечебных заведений области. Например, содержать медицинских специалистов в селе гораздо дороже, чем обеспечить легкий доступ пациентов в областные больницы, а в экстренных случаях — врачей в село.

Уровень жизни напрямую связан с уровнем заработка. Традиционно он на селе низкий, и люди чаще живут натуральным хозяйством: что вырастят, то и едят. Несмотря на то, что сельское хозяйство в последние годы стало весьма доходным и прибыльным, размер зарплат там, в среднем, оставляет желать лучшего. Все дело в том, что многие коллективные хозяйства не столько нацелены на получение прибыли, сколько выполняют социальные функции. Больше-то на селе работать негде! Создание несельскохозяйственных рабочих мест дало бы толчок и развитию сельхозпредприятий, которые могли бы повысить свою эффективность за счет избавления от лишних рабочих мест, и улучшило бы качество жизни на селе в результате развития малого бизнеса и рынка услуг. Прямым администрированием эту проблему явно не решить. В ход могут пойти различные целевые программы и гранты.

Влияет на рынок труда и отсутствие на селе коммуникаций. Даже телевидение во многих райцентрах присутствует всего в виде двух каналов, не везде есть цифровые проводные телефонные станции, а ведь тем временем уже и Интернет, и мобильная связь стали не роскошью, а незаменимыми инструментами заработка современного человека. В развитых странах именно информационные технологии и вообще нематериальное производство и услуги, основанные на этих самых технологиях, дают до 40 процентов валового национального продукта. Доступность современных технологий в любой точке области может повлиять и на снижение оттока молодежи из села. Таким образом, решив проблему занятости и коммуникаций, власть создаст условия, при которых уровень жизни в глубинке будет мало отличаться от жизни в областном центре.

Город

Хотя у нашего Саратова есть свой руководитель, но, даже если не оценивать его управленческие качества, есть проблемы, с которыми муниципалитет справиться не может. Преимущественно это, как и в области, транспортные проблемы. Но есть и другие — проблемы кадрового потенциала. Если в масштабе России принято говорить об "утечке мозгов" за границу, то в масштабе области есть проблема утечки лучших кадров в разных областях деятельности не только за границу, но и в столицу, за длинным рублем. И редко когда с этим длинным рублем "мозги" возвращаются обратно. Одним из самых ярких примеров может служить ситуация с проектными институтами. Раньше их в Саратове, как и по всей стране, был переизбыток. Новые времена показали, что такое количество инженеров и конструкторов нам ни к чему. Но последнюю пару лет процесс перешел в новую стадию. Из Саратова не только уехало большинство дельных архитекторов и проектировщиков, но и большинство проектных институтов лишились своих помещений, а значит, и архивов, и возможности обучать новые кадры. И если теперь нам потребуется построить что-нибудь более значительное, чем обычная многоэтажка, то проект придется заказывать где-нибудь в Москве. Впрочем, уезжают не только инженеры, но и врачи, преподаватели, ученые, журналисты — все, кто может.

Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Большие зарплаты бывают на стабильно и успешно работающих предприятиях, и в этом новый губернатор, пожалуй, разбирается лучше многих других. Но уровень жизни — это не только высокие зарплаты, но и удобство жизни. А вот с жилищно-коммунальным раем в Саратове как-то не очень. Помимо ветхих домов и недостаточного жилищного строительства, существует реальная проблема надежного теплоснабжения. Половина города отапливается устаревшими по всем параметрам котельными, которые, к тому же, сильно дороже других видов отопления. У домов, подключенных к ТЭЦ, другая болячка — открытая система водоразбора, в результате которой жители тоже переплачивают. Если бы удалось сделать систему закрытой и исключить большинство малорентабельных котельных, то реально было бы снизить платежи населения. Однако муниципалитет продвигается здесь черепашьим шагом, и ему, на наш взгляд, не помешала бы добровольно-принудительная помощь области.

Кроме того, многоквартирные дома хотя и продолжают строиться, вряд ли могут считаться современным комфортным жильем. Было бы правильно стимулировать развитие частного домостроения, где чувство хозяина у владельца возникает само собой и ряд коммунальных проблем просто не существует. Но, чтобы областной центр развивался в сторону малоэтажной застройки, нужно развивать в городе строительство коммуникаций (прежде всего, водопроводов и газопроводов) и улучшить транспортную сеть. Саратов уже сегодня задыхается в потоке машин. Ему остро требуются транспортные развязки, подземные переходы и расширение проезжей части ряда улиц. Городские архитекторы много лет назад уже озвучили и поставили эти проблемы, но денег на них у города как не было, так и нет. И без помощи областной власти Саратов не сможет стимулировать развитие транспортной сети и стать более чистым, безопасным и привлекательным городом.

Ну, и последнее из дорожной темы: проблема моста через Волгу, связывающего Саратов с Энгельсом. Только историческими причинами объясняется разделение этих двух поселений на два муниципалитета, а фактически они друг без друга прожить не могут: энгельсцы работают в Саратове, а саратовцы отдыхают на своих энгельсских дачах. И старый мост — как вена, которой грозит тромб, — требует срочного оперативного вмешательства. Состояние моста важно и потому, что пока что единственный аэродром, который может принять "Боинги", находится в Энгельсе, а цели иностранных делегаций — в Саратове. Впрочем, проблема полноценного международного аэропорта, который бы не находился в черте города, — еще одна, доставшаяся Ипатову в наследство от Аяцкова. Но она к повышению уровня жизни области имеет все же косвенное отношение.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18032005100715&oldnumber=289