"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (286) от 24 февраля 2005 года

ХудСовет

Четьи-Минеи от О. Бабенковой

Александр ДАВИДЕНКО

Замечательный проект "Один год из жизни художника", инициированный И. Аскасьевым и реализованный художником О. Бабенковой, представлен в музее К. Федина. Серия живописных зарисовок, сгруппированных по семь миниатюр, составляют один 2001 год, разбитый на недели. Перемещаясь по залу, можно насладиться каждым днем, прожитым художником, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря и отображенным в виде того или иного живописного переживания.

Внешняя систематизация совершенно условна, и отдельные элементы этой грандиозной конструкции связаны между собой лишь очень специфической манерой "игрового наива", характерной для творчества О. Бабенковой. На это можно смотреть как на восхитительное лоскутное одеяло, имеющее особую художественную ценность, благодаря неповторимости каждого кусочка этого драгоценного полотна, где целое сложено из самостоятельных и самодостаточных частностей, скрепленных между собой нитью своеобразия художественного видения.

Питательной средой, обогащавшей творческую идею, толчком для появления того или иного замысла было многое, как накопленное с годами, так и возникшее в процессе самой работы. Пасхальные и рождественские открытки, детские игрушки, натюрморты и цветы, решенные орнаментально, как фрагменты мультиплексных изображений, веселый дух ярмарок и балаганов, а также характерный "вывесочный" примитив — вот далеко не полный перечень приемов, мотивов, тем и эмоциональных красок, нашедших здесь свое отражение. Большое место занимают живописные реминисценции и прямые интерпретации известных произведений или мотивов различных художников. То тут, то там всплывают "призраки" Н. Крымова и Р. Дюфи, М. Сарьяна и Х. Гриса, а также наиболее идейно близких И. Машкова, П. Кончаловского и А. Куприна. Поэтому сквозь очень характерную для О. Бабенковой живописную манеру иногда проступают, словно отдельные компоненты сложного букета изысканного напитка, элементы классицистического стиля, агрессивная цветность фовистов, отвлеченная конструктивность кубизма, рафинированность мирискусстнических идей и, конечно же, наиболее близкие ее мироощущению и органичные для способа самовыражения, бесшабашные декларации бубновалетовцев.

Представленное можно рассматривать и как своеобразные четьи — минеи от О. Бабенковой, ведь каждый день являлся для нее некоторым событием, переживался как собственное воспоминание, как диалог с собратьями по искусству или как любование красотой простых вещей и незамысловатых сюжетов. Это ежедневный праздник души, щедро отзывающейся на оптимистичное, радостное начало окружающего мира.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25022005103353&oldnumber=286