"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (286) от 24 февраля 2005 года

Льготные проездные — смертный приговор транспорту

Маргарита СПИРИЧЕВА

В ближайшие дни начнут продавать льготные проездные для ветеранов. Они будут трех видов: для проезда в горэлектротранспорте, городских автобусах и в пригородных автобусах. Соответствующее постановление 17 февраля подписал губернатор области. Однако это постановление может привести к полной остановке транспорта — об этом было заявлено на пресс-конференции в городской администрации.

Проблема не столько в самих проездных, сколько в компенсации перевозчикам, которая будет выплачиваться из областного бюджета. Суммы, которые прописаны в постановлении, не могут устроить ни МУП "Саратовгорэлектротранс", ни владельцев автобусов. В городе и тем, и другим достанется всего по 50 рублей за каждый льготный проездной и по 100 рублей за бесплатный. Эта сумма совершенно недостаточная: столько уже платили ветераны за льготный проездной, а значит, его цена была занижена — в расчете на компенсации из бюджета. Сейчас же выясняется, что компенсаций фактически не будет.

"Саратовгорэлектротранс" — единственное предприятие, которое в прошлые годы в полной мере несло нагрузку по предоставлению бесплатного проезда ветеранам. И его руководители надеялись, что с 1 января 2005 года они смогут получать достаточные деньги, чтобы начать развиваться и решить застарелые проблемы: отремонтировать пути, заменить изношенный подвижной состав, повысить зарплату сотрудникам, которая одна из самых низких в отрасли. Но постановление правительства перечеркивает эти планы. Мало этого, работники горэлектротранса уже рассматривают различные варианты протеста, вплоть до выхода на улицы. Между тем, на предприятие ложится более 60 процентов нагрузки по перевозке пассажиров. Не лучше ситуация и у автобусников. При постоянно растущих ценах на бензин частники могут, как и прежде, отказываться предоставлять льготу. А государственных автобусов в Саратове всего ничего — 23 машины. Самое обидное для городского транспорта, что для пригородных перевозок, находящихся в ведении правительства области, и себестоимость перевозок, и компенсация из бюджета была рассчитана правильно. Для них на каждый проездной из бюджета будет выделяться по 240-290 рублей в месяц. При этом себестоимость на пассажирском транспорте составляет 596 рублей, а не 100 рублей. Видимо, в правительстве считают, что граждане мало пользуются транспортом. Между тем, по данным статистики, на горожан в среднем приходится 100-120 поездок в месяц. Умножаем на 4-6 рублей стоимости проезда и получаем сумму, в разы отличающуюся от предложенной правительством.

Председатель комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу городской администрации Сергей Голубь считает, что постановление не проработано, потому что готовилось в спешке. Проанализировав постановление и с юридической, и с экономической точки зрения, администрация города пришла к выводу, что его невозможно исполнить, если не внести поправки. Помимо стоимости проездного, вопиющим пробелом здесь считают отсутствие механизма компенсации выпадающих доходов. Даже те крохи, что прописаны в постановлении губернатора, не заложены в областной бюджет. Областная дума только обещает это сделать. Неясно, как компенсацию будут распределять между различными перевозчиками, особенно для автобусов. Да и вообще, у городской администрации есть сомнения, что им что-то компенсируют из областного бюджета. Уже на сегодняшний день существует его задолженность перед городом в размере более 180 миллионов рублей по самым разным статьям. Выпадающие доходы городских перевозчиков могут превысить эту сумму дважды.

И самый болезненный для людей момент — где и как проездные продавать. Пресловутым постановлением определение формы проездного, организация изготовления и продажи ложится на муниципальные предприятия горэлектротранса Саратова, Балаково и Энгельса и на государственное управление автомобильного транспорта области. Однако в Саратове только у "Саратовгорэлектротранса" есть точки по реализации проездных: всего их 35 на узловых и конечных остановках. Однако этого недостаточно, особенно если в них же продавать и остальные проездные. Дело в том, что купить льготный проездной — не минутное дело. На каждого покупателя нужно заполнить документ строгой отчетности, чтобы потом иметь возможность претендовать на возмещение из бюджета. То есть на каждого будут тратить минимум 3 минуты. Всего льготников в Саратове 170 тысяч. Если даже не все придут за проездными, то все равно возникнут безумные очереди. Уже подсчитано, что только на продажу проездных должен уйти 21 день при 12 часовом рабочем дне. А до начала марта осталось всего ничего. А ведь проездные еще надо и изготовить…

Если суммировать все возражения, то для нормального функционирования пассажирского транспорта требуется порядка 700 миллионов рублей на год, львиная доля этой суммы должна приходиться на Саратов. Но этих денег нет в бюджете, нет даже предположений, откуда их взять. По-хорошему, недостающую сумму должна компенсировать Москва, но там не слышат возражений из регионов. Но и заставлять загибаться городской транспорт в угоду Москве неправильно, считают в городской администрации. И предлагают вместо того, чтобы выдумывать неработающие схемы, лишь бы отчитаться перед федерацией, раздать дополнительные деньги людям. Если же все оставить, как написано в постановлении губернатора, то городской транспорт в скором времени может просто остановиться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25022005102224&oldnumber=286