"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (285) от 17 февраля 2005 года

Родителям О Детях

Похвала щедрости

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Универсальной теории и технологии воспитания детей современная цивилизация не создала. Да и вряд ли создаст. И мы не сможем получить совета "на все случаи жизни" ни от одного, даже самого грамотного практикующего педагога. Книги пишутся об идеальной системе воспитания, которой не существует. Реальность жизни всегда несколько сложнее.

Если судить по количеству издаваемой психологической и педагогической литературы и по разговорам молодых родителей между собой, можно сделать вывод о том, что образованность современного общества в плане педагогики высока, как никогда. Многим родителям хорошо известно, что хорошо и что плохо с точки зрения науки о воспитании, в их речи — множество научных терминов… Педагогика уже давно преподается не то что в вузах, она — рутинный предмет и в колледжах, и в "продвинутых" лицеях. Однако, как родители, так и многие педагоги часто забывают, что реальный процесс воспитания — не игра в "Симс", и дело они имеют с живым, чувствующим, думающим, делающим свои выводы и получающим свой жизненный опыт ребенком.

…Семья встречает Новый Год с друзьями и родней. Пятилетнему сыну гости принесли огромный пакет со сладостями. Он счастлив. Не менее счастливы гости и родители, гордящиеся сыном. Одна из родственниц просит у мальчика конфетку. Мать поддерживает просьбу: "Ну, что тебе стоит? Ты ведь любишь тетю Надю, правда?". После этого наступает очередь и других гостей и родственников, от каждого из которых (после конфетного доказательства любви) он получает похвалу своей доброте и щедрости. Пакет с подарками "худеет" столь же быстро, как угасает счастливая улыбка на лице мальчика.

Если поинтересоваться у родителей, почему они поощряют навязанную сыну "щедрость", мы, скорее всего, получим ответ приблизительно такого содержания: "А что? Пусть растет добрым, не жадным, уважающим друзей, коллектив…". С большой долей вероятности можно ожидать, что в ближайший праздник мальчик, получив очередной пакет, постарается быстро исчезнуть из гостиной. И появится там, лишь когда съест столько конфет, сколько сможет "в один присест".

В чем же здесь "пробуксовка" родительской грамотности? Все несложно: дело в том, что на сознание ребенка оказывают воздействие не наши мысленные построения и известные нам теории, и даже не ситуация, в которой он находится, а то, как он ее понимает. Именно он сам. И какой опыт извлекает из прожитой ситуации. А опыт говорит: пока у тебя не отобрали сладости, постарайся их съесть сам или спрячь побыстрее.

…Второклассница стала учиться несколько хуже, чем раньше. Появилось несколько "текущих" троек. Отец, проконсультировавшись с педагогами, стал помогать ей в домашних заданиях, и когда позволяло время, читать девочке "Властелина колец" и "Гарри Поттера", обсуждать с ней прочитанное… Через некоторое время учеба выровнялась, опять пошли пятерки. Отец, довольный результатом собственных усилий, обрадованно сообщил семье, что дочь может вполне самостоятельно готовиться к урокам. А он — вновь больше отдавать времени своей научной работе.

Через некоторое время дочь принесла в дневнике сразу три не то что тройки — двойки! Отец недовольно высказался о том, что он, дескать, доверял дочери, считал ее самостоятельной, а оказывается, она еще к этому не готова. И ему вновь придется с ней заниматься… Каково же было его удивление, когда дочь с радостным криком "повисла" у него на шее: "Да, папа!". Ведь с ее точки зрения, чем хуже она будет учиться, тем больше времени ей посвятит отец…

Ребенок — это не чистый лист бумаги... Он имеет свои собственные, особенные потребности. Есть у него и свой собственный опыт контактов, общения с другими людьми. Это все — его неповторимая индивидуальность. И поведение его определяется прежде всего тем, как он воспринимает происходящее. И как он оценит ситуацию, такое поведение и выберет. В этом дети ничем не отличаются от взрослых. Не отличаются и в том, что к ним так же малоприменимы шаблоны и стереотипы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17022005110016&oldnumber=285