"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (284) от 10 февраля 2005 года

Общественная палата: уроки и перспективы

Александр НИКИТИН

Феномен областной общественной палаты

В 1996 году впервые при губернаторе Саратовской области была сформирована областная общественная палата. Это орган, в котором представлены лидеры всех более или менее значимых общественных объединений: ветеранских, молодежных и женских организаций, бизнесобъединений, национально-культурных объединений, политических партий и общественных объединений. Все указанные общественные объединения и партии имеют ограниченные материальные, кадровые и организационные возможности и в своей массе полностью ориентированы на получение поддержки от власти, поскольку без поддержки они обречены на исчезновение. Цементирует все это пестрое собрание и делает его привлекательным и авторитетным участие в работе общественной палаты представителей областной власти и муниципальных образований. Основными задачами Палаты являются обеспечение учета общественного мнения и связи между общественными объединениями граждан и органами государственной власти и местного самоуправления и выработка рекомендаций и предложений для органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, Саратовская областная общественная палата не наделена никакими властными полномочиями, и поэтому это не что иное, как совещательный сословно-представительный орган при губернаторе Саратовской области, что характеризует докапиталистический характер общественно-политических отношений, господствующих в Саратовской области. После принятия областного закона "Об областной общественной палате", что планируется к лету 2005 года, наш сословно-представительный орган получит свое официальное оформление.

Уникальность Саратовской областной общественной палаты заключается в том, что сегодня это единственный орган, который областная власть не только признает выразителем интересов населения области, но и охотно участвует в его работе. Следовательно, это единственный орган, в котором имеется возможность представителям гражданского общества непосредственно оказывать моральное давление на органы власти, а власть вынуждена публично реагировать на это давление.

Для получения возможности участвовать в Саратовской общественной палате организации достаточно только быть зарегистрированной в установленном порядке, подать заявление с приложением необходимого числа документов и получить рекомендацию от одного из членов общественной палаты. Таким образом, в областной общественной палате публично озвучивают свою позицию перед лицом власти такие общественные силы, которые не имеют реальных шансов на политическое представительство в органах власти.

В Саратовской области общественная палата объективно приняла на себя роль, которую в цивилизованном обществе должна была бы играть областная дума. Депутаты думы поднимают голос только при дележе бюджетного пирога, дабы оторвать по своим интересам кусок побольше, и теряют интерес к контролю за исполнением бюджета. Поэтому политические дискуссии в областной думе либо носят закрытый характер примитивных внутриклановых разборок, либо (и как правило) вообще отсутствуют. Во всяком случае, по вопросам законодательной деятельности, контроля за бюджетом или кадровых назначений депутаты областной думы к избирателям никогда не апеллируют. Хотя надо признать, что отдельные депутаты проявляют активность и вне стен областной думы, это в целом не меняет характер их депутатской деятельности.

Впрочем, неразвитость гражданского общества в области испытывает на себе непосредственно и сама областная общественная палата, поскольку вне ее стен отсутствуют влиятельные общественные лидеры, которые могли бы организовать внешнее давление на деятельность палаты. Не сформированы групповые интересы и внутри палаты. В ней отсутствует организованное и скоординированное общественное давление на власть, что позволяет областной власти декларировать свою приверженность к демократическим реформам, но ничего на практике не менять. Это же позволяет власти осуществлять качественной контроль, без труда добиваясь принятия удобных для власти решений и деклараций.

Общественный договор

Общественный договор, подписываемый участниками областной общественной палаты, — явление также незаурядное. Следует отметить, что с 1996 по 2002 год власть от договора к договору принимала на себя все более и более серьезные обязательства, направленные на развитие гражданских отношений. Принятый в 2002 году на два года договор об общественно-политическом согласии стал вершиной готовности областной власти к взаимодействию с гражданским обществом.

Однако в 2004 году областная власть, не придавая значения содержанию договора, а может быть, и тяготясь ранее взятыми на себя обязательствами, решила радикально обновить договор. При полном инфантилизме общественных лидеров из договора были убраны практически все положения, которые делали указанный договор приемлемым для демократически настроенной части областной общественной палаты. Попытка отдельных членов президиума палаты обратить внимание на выхолащивание всего самого ценного, что было в содержании договора, на понижение уровня диалога общества и власти, наткнулось не только на равнодушие абсолютного большинства, но и на активный отпор со стороны отдельных общественников, любящих богатенькую областную власть куда больше, чем чуждую им свободу и демократию.

Чтобы не быть голословным, приведем некоторые из положений, в которых наша областная власть, пусть и в декларативной форме, добровольно и торжественно ранее брала на себя обязательства соблюдать права и свободы человека и которые исчезли из ныне действующего нового договора:

"Органы государственной власти обязуются:

— создавать условия для свободного политического волеизъявления граждан;

— обеспечивать максимальную открытость своей деятельности для граждан, обеспечить возможность свободного получения каждым гражданином и объединениями граждан любой информации, касающейся итогов своей деятельности, кроме относящейся к государственной тайне…

Для реализации цели участники Договора обязуются:

— воспитывать уважительное отношение к религии, различным религиозным конфессиям как составной части культуры каждого народа;

— воспитывать у населения Саратовской области непримиримость ко всем проявлениям национализма и шовинизма…

Участники Договора считают насущной задачей:

— содействие укреплению и повышению эффективности деятельности правоохранительных структур области в соответствии с реальными потребностями обеспечения безопасности гражданина, усилению ответственности правоохранительных органов за обеспечение законности и правопорядка.

Действия Правительства области в сфере здравоохранения будут направлены на обеспечение полного финансирования гарантированной бесплатной медицинской помощи населению области, осуществление целенаправленного контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи и за качеством медицинской и фармацевтической продукции…

...Участники Договора считают необходимым:

— организацию перехода к полному формированию избирательных комиссий всех уровней из представителей политических и общественных объединений;

— подготовку и опубликование итогового доклада обо всех выявленных нарушениях избирательного законодательства каждой избирательной кампании, имевшей место на территории Саратовской области…"

Конечно, большинство из исключенных положений договора власть никогда не выполняла и не собиралась выполнять. Но договор тем и был хорош, что работал на перспективу и содержал в себе потенциал нереализованной общественной активности, роста зрелости гражданского общества. Новый договор эту перспективу закрыл.

Прошло три месяца с момента подписания Договора об общественном согласии и социальном партнерстве в Саратовской области — 2004. Критика указанного договора в прессе так и не появилась. Насколько мне известно, не было и массовых предложений о включении в этот договор демократических положений. Общество приняло новый договор в том обрезанном виде, в котором его предложила власть.

Прошедшие три месяца наглядно показали, что в области есть силы, и достаточно могущественные, готовые бороться за областную власть. Но в обществе отсутствуют политические силы, которые хотели бы видеть областную власть демократической и ответственной перед населением.

Итоги 2004 года

Представляется, что деятельность областной общественной палаты как реальной переговорной площадки должна оцениваться по ее влиянию на решение задачи по уменьшению основных угроз гражданскому обществу.

Такими угрозами в первую очередь являются:

1. Коррупция, взяточничество.

2. Нормотворческая деятельность депутатов областной думы и муниципальных образований, создающая условия для процветания коррупции.

3. Полное отсутствие прозрачности в деятельности исполнительных органов власти и местного самоуправления.

4. Ориентирование правоохранительных органов на охрану покоя лиц, принадлежащих к бюрократической областной элите. Незащищенность рядовых граждан. Пытки в органах милиции.

5. Волюнтаризм в деятельности судебных органов.

6. Подавление свободы обмена информации.

Особую опасность представляет такое мерзкое явление, как коррупция. По результатам обстоятельного исследования коррупции, проведенного фондом ИНДЕМ, одной из самых коррумпированных областей России по данному исследованию является наша Саратовская область. Обращает на себя внимание, что областная власть сделала вид, что не заметила данного исследования, и тем самым молчаливо согласилась с оценкой степени своей коррумпированности. (Исследование, посвященное коррупции в нашей области, читайте в следующем номере. — Ред.) Нельзя не признать, что саратовская общественная палата практически ничего в этом направлении не сделала.

Президиум общественной палаты отказался на своем заседании в январе 2004 года высказаться о своих предпочтениях по кандидатуре уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Надо ли говорить, что для защиты прав и свобод человека на территории Саратовской области эта должность ключевая.

12 мая 2004 года на президиуме Саратовской областной общественной палаты был заслушан доклад "Повышение роли Общественной палаты Саратовской области по организации общественного контроля над деятельностью государственных органов в сфере обеспечения соблюдения прав и свобод человека на территории Саратовской области". В проекте решения по докладу, в частности, говорилось:

"Необходимо срочно разработать и принять кодекс поведения чиновников, в котором закрепить признаки коррупционного поведения и основания для увольнения со службы чиновников при установлении факта систематического общения с криминальными авторитетами.

Особо важно установить общественный контроль за расходованием бюджетных средств. Как первый шаг в этом направлении, было бы желательно размещать все акты контрольно-ревизионных проверок, проведенных специалистами счетных палат на специальных сайтах в Интернете с доступом для любого желающего. (…)

Особую озабоченность вызывают факты нарушения прав человека в правоохранительных органах. В органах прокуратуры действует принцип избирательного применения норм закона, когда законодательство не действует, а применяется.

Продолжаются факты нарушения прав человека на стадии раскрытия и расследования преступлений. Особо нетерпимо применение в органах милиции пыток к подозреваемым лицам с целью добиться от них признания в совершении преступлений.

Необходимо систематически производить опрос населения об их оценке деятельности органов милиции и муниципальных чиновников и по результатам этого опроса производить кадровые назначения и дисциплинарные поощрения.

Для повышения уровня соблюдения прав и свобод человека необходимо:

— проведение судебной реформы в полном объеме

— создание специальных комиссий с участием представителей общественных организаций для рассмотрения жалоб на незаконные действия работников милиции при проведении оперативных и следственных действий, особенно по жалобам на пытки;

— распространение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой активности".

Власть против такого решения не возражала. На заседании президиума указанный документ поддержало большинство членов президиума, никто принципиальных возражений не высказывал. Однако документ так и не был принят.

Никак не отреагировала саратовская общественная палата на факт окончания срока полномочий представителей общественности в квалификационных коллегиях судей. Предложение пригласить их на заседание президиума общественной палаты было оставлено без внимания. Таким образом, от возможности осуществлять общественный контроль над органами правосудия президиум общественной палаты так же трусливо уклонился.

И наконец, общественная палата могла бы обсудить на своем заседании итоги деятельности губернатора Саратовской области и высказаться о приемлемой кандидатуре, рекомендуемой Президенту России для назначения. Но и на это президиум общественной палаты малодушно не решился.

Вот с такими итогами Саратовская областная общественная палата входит в новый 2005 год.

Очевидно одно. Власть в негативных итогах работы общественной палаты не виновата. Более того, на 70 процентов успехи и достижения общественной палаты, а они есть, являются следствием поддержки общественных инициатив со стороны областной власти.

И губернатор Д. Аяцков, и члены правительства Саратовской области, и чиновники из министерств, комитетов и управлений были всегда открыты для диалога и никогда не уклонялись от обсуждения самых острых вопросов. Наша областная власть в 2004 году доказала, что она умнее и цивилизованнее гражданского общества. Единственным недостатком областной власти является то, что она вынуждена действовать в обстановке отсутствия гражданского контроля за своей деятельностью, в обстановке вседозволенности. Но это вина не власти. Это следствие патернализма населения и лакейства общественно-политической элиты Саратовской области.

Другой элиты у нас в области нет. И состав общественной палаты в ближайшее время не изменится. Так что же делать в таких непростых условия?

Демократически настроенные члены президиума Саратовской общественной палаты должны постоянно настаивать на рассмотрении президиумом вопросов, касающихся становления общественного гражданского контроля над областной властью. В частности, они должны добиваться возвращения в Договор об общественно-политическом согласии и социальном партнерстве в Саратовской области всех исключенных демократических положений; добиваться, чтобы не принимали ни одного закона непрямого действия; чтобы депутаты облдумы внесли в закон "О местном самоуправлении в Саратовской области" прямое указание о том, что исполнительные органы муниципальных образований обязаны ежегодно отчитываться о своей деятельности перед представительными органами; добиваться, чтобы на президиуме Саратовской областной общественной палаты ежегодно заслушивалась информация о фактах пыток в органах милиции и о работе руководства УВД Саратовской области по предотвращению пыток.

Конечно, список проблем, которые ждут своего разрешения, может быть расширен.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11022005113807&oldnumber=284