"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (282) от 27 января 2005 года

ХудСовет

Кустодиев в Саратове

Константин КРАШЕНИННИКОВ

20 января в Художественном музее имени А. Радищева открылась выставка Бориса Кустодиева. В экспозиции — его работы из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, Нижегородского художественного музея и, конечно же, самого музея им. Радищева.

Саратов — старый купеческий город, и мне кажется очень верным и даже симптоматичным, что выставка, названная "Россия: хорошо, как в чудном сне…", посвященная работам Бориса Кустодиева, родившегося в такой же торговой и волжской Астрахани, открывает сто двадцатый выставочный год Радищевского музея Саратова. Верным еще и потому, что Борис Михайлович Кустодиев — художник, который вошел в народное сознание, в культурную память России именно как "певец купечества", хотя в реальности это не так. Точнее — не только лишь так. Что наглядно демонстрирует сегодняшняя выставка.

Кустодиев представлен очень разным, каким он и был. Это и Кустодиев-портретист, и Кустодиев-пейзажист… Однако ведущим, конечно же, является "театр жизни" русской провинции, народные гуляния, Масленица, ярмарка…

Мне пришлось в свое время читать школьное сочинение, где саратовский мальчик так написал по памяти фамилию художника: "Густодеев". Можно улыбнуться, но… Густая яркая темпера "Ярмарки". "Большевик" с густой, заполнившей узенькие улицы толпой народа.

Гладкие, мягкие, "круглые" мазки картин с купчихами. Одна из женщин, стоявших рядом со мной перед холстом с купчихой, тихо произнесла: "Ужасно…". Поинтересовавшись, что именно она таким находит, услышал: "Да полноту, огромность". Осторожно взглянув на собеседницу, я не увидел, что она намного ближе фигурой к подиумной топ-модели, чем купчиха… Конечно же, он писал эту картину, уже прикованный к постели, наверняка некая преувеличенность — результат неиссякаемой любви к жизни, красоте… Но образ Русской красавицы присутствует в коллективном бессознательном России, пусть и неосознанно.

Степенные отцы семейств, "галантерейные" ухажеры сопровождают на гулянье в Троицин день жен и невест, буквально светящихся уже состоявшимся или таким желанным для женщины и близким счастьем семьи… Храмы. Праздничные балаганы. Торговля "вразнос": сладости, сирень… Уверенные, радостные, веселые лица. В "Троицином дне" центральная группа из четырех фигур — буквально олицетворение связи между поколениями русских людей.

Кустодиев писал ту Россию, дух которой еще жив. Хотя, возможно, многие этого не понимают. Еще одно открытие, которое я сделал для себя на выставке, это — глаза большевика на одноименной картине. Большие, блекло-голубые и не только маниакально-устремленные: в них — явная безысходность. А ведь картину вроде бы не прятали, выставляли и в советский период… Помню, первое впечатление, еще полудетское: как же он маленьких-то людей под ногами не давит? Давит…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27012005092254&oldnumber=282