"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (282) от 27 января 2005 года

Нравы

Не послать ли нам…

Ирина КАБАНОВА

Язык, как известно, — отражение бытия. Не углубляясь в дебри философии, можно сказать, что бытие современного россиянина представляет собой постоянную борьбу — с государственной машиной, с окружающими, с самим собой. Вместо того, чтобы просто жить, он тратит нервы. А расход нервов выражается, чаще всего, в матерщинном отношении: чем более накалена ситуация, тем выше "этажность" мата, который окружает нас теперь повсюду, начиная от начальственных кабинетов и кончая дружескими посиделками на кухне. Многие саратовцы, возвращаясь из других городов нашей необъятной Родины, единодушно замечают: так, как ругаются в Саратове, не ругаются нигде. И это отнюдь не выпячивание груди, мол, и мы не лыком шиты. Нет, это горечь за родной город, погрязший в бескультурьи. Достаточно пройтись по улице, прислушиваясь к разговорам снующих вокруг людей, чтобы ужаснуться: нецензурными словами пересыпана речь и взрослых, и подростков, и маленьких, но важных пацанят, примеривающихся к взрослой жизни. Высокомерные девушки в пернатых шубках матерятся, как грузчики, обсуждая свои девичьи проблемы, которые, как видно, других определений не заслуживают. Бедные девочки!

Впрочем, как заметил в свое время Осип Мандельштам, в России матом не ругаются, на нем разговаривают. И если такой разговор не обусловлен половым вопросом, мат не несет в себе того первоначального смысла, какой ему присущ. Он, скорее, играет роль средства выразительности. Одно нецензурное слово может вместить в себя целую гамму чувств: восторг, испуг, раздражение, удивление, восхищение, даже сострадание. Становится обидно за "великий и могучий": неужели литературная речь при всем своем богатстве не может выразить порыв души человеческой? В этом-то и корень зла: каждый пользуется тем лексиконом, который ему доступнее и ближе, а стало быть, разруха — в головах. Но лексикон тоже не чудесным образом в головах появляется, это результат образования и воспитания. Так что тут задеты основополагающие факторы развития общества, и это — тревожный сигнал.

Никогда еще, например, не был так распространен детский мат. Психология подростка такова, что его обостренное чувство реальности впитывает в себя стереотипы, "не фильтруя" их. Употребление крепких выражений ассоциируется у подростков со стереотипом "крутости", а "крутым", как им кажется, принадлежит мир. И когда такая точка зрения, к тому же, поощряется нашим "обществом потребления", то никакие уроки литературы, как это ни прискорбно, не переубедят ребенка, поверившего в эту чушь. Всего лишь в течение 40 минут он послушал про "чувства добрые", и весь оставшийся день рекламные ролики, сериалы и пресса убеждают его в обратном. Что интересно — в общении со взрослыми подросток редко позволит себе отпустить скабрезность, она имеет большее значение в его тусовке, где каждый должен доказать свое право быть в нее принятым. И уж если тебя приняли, то трудно не следовать ее неписаным законам — нужно быть очень сильной личностью, чтобы делать так, как по совести считаешь нужным, и при этом оставаться в тусовке. Мат для подростка — это запретный плод: давай, докажи, что ты не слабак! Поэтому, когда проходишь мимо ребячьих групп где-нибудь возле лавочек, уши в трубочку сворачиваются. Ясно: слабаков здесь нет. Как, впрочем, нет и людей, глядя на которых, можно быть спокойным за будущее страны, ибо сквернословие вряд ли таит в себе высокие устремления. Камо грядеши?

Мат для русского человека — это часть бытия. Если обратиться к этимологии слов, в силу исторических причин ставших нецензурными, то выясняются вполне безобидные вещи. Взять, к примеру, существительные, относящиеся к мужской и женской анатомии. Произошли они от старинных общеславянских слов, первое обозначает отросток, хвост или побег, второе — любую топографическую складку местности, в которой находится источник воды. А обернулось все не в их пользу потому, что появились эти слова задолго до крещения Руси и впоследствии были объявлены запрещенными, как все языческое. Но кто теперь об этом вспомнит! Мат оказался вне конкуренции по способности выразить часть нашего мироощущения, когда захлестывают эмоции или негативное напряжение, и здесь еще можно как-то "реабилитировать" его употребление. Но когда он принимает такие масштабы, как сейчас, в силу повальной криминализации общества и вседозволенности, то пора выходить на баррикады. Хотя с другой стороны — разве удастся кому-нибудь победить нацию, которая так виртуозно может послать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27012005092153&oldnumber=282