"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (280) от 13 января 2005 года

Праздники, которые не всегда с тобой

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Накануне Нового Года Госдума России успела принять решение, резко меняющее не только время празднования этого любимого большинством населения страны праздника. Изменилась и вся "праздничная" картина года. Кто-то отнесся к этому спокойно и даже с радостью, кто-то с усмешкой, а кто-то серьезно критикует принятое решение. Насколько часто вообще происходят изменения такого рода? И всегда ли это происходит, как в нашем случае, "сверху"?

Праздники многообразны. Существуют народные праздники (их часто называют национальными), есть праздники религиозные, государственные, профессиональные… Народным праздникам свойственна естественность, они более органичны. Но и они подвержены изменениям.

Братья-славяне

В общественной жизни украинского населения, как и у многих других народов, важную роль играли календарные праздники и обряды. Они складывались на той же основе, как и у других славян, но во многом имеют особенности. Например, Масленицу украинцы никогда не праздновали так широко, как русские. Святки сопровождались вечерними беседами с ритуальной едой, магическими действиями, дети "засiвали" зерно в домах соседей. На Троицу на Кубани "строили садки" — срубленные деревца акации вкапывались двумя кругами, внутри которых ставились скамьи, тут гуляла молодежь. На Ивана Купалу на берегу реки, повыше, устанавливали срубленное обрядовое дерево, украшая его венками, цветами, жгли костры…

И теперь еще, в наши дни, украинцы сохранили многие традиционные элементы праздников старого календарного цикла. Они отличаются веселым, игровым характером: колядки на Новый Год, щедрование, ряжение. В последнее время все более активно отмечаются главные христианские праздники: Рождество Христово, Масленица, Троица, в особенности — Пасха. Во многих селах по-прежнему широко справляются престольные праздники.

Как раз в праздновании так называемых престольных дней — праздников в честь патрона местной церкви — переплетается общественное и семейное начало. А проводились они всегда шумно и широко, несмотря на то, что могли приходиться на время полевых работ. Посещение церкви, хождение на кладбище, иногда — мирское молебствие. К этим дням принято было варить пиво общим котлом, закалывать быка… Возвращается этот обычай в наши дни и к русским. Вместе с общиной, там, где она, пусть и в новых формах, возрождается к жизни.

Соседи-мусульмане

У татар праздничная культура включает в себя и религиозные, и светские праздники, приуроченные к определенному времени в годовом цикле сельского хозяйства.

Мусульманские праздники обязательны, оттого массовы. Наиболее значительные из них те, что посвящены жертвоприношению — Корбан гаете, окончанию 30-дневного поста — Ураза гаете, дню рождения пророка Мохаммеда — Муэлид. Обряд этих празднеств — коллективное утреннее богослужение в мечети, с участием мужского населения. В домашних же условиях устраиваются семейные торжества в кругу родственников.

Ислам распространился в Среднем Поволжье в Х веке нашей эры. И доисламские праздники продолжили свое существование. У казанских татар весной, до сева, праздновался сабантуй. Он не имел конкретной привязки ко времени: не только точной даты календаря, но даже дня недели. Все зависело от природных условий. Деревни одной округи праздновали в определенной очередности. Кульминацией праздника был мэйдан: состязания в беге, борьбе, скачках. Подарки победителю перед этим собирали по всем дворам. Была и детская часть праздника: обязательным моментом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц. Их готовила каждая хозяйка. Его проводили до сбора подарков будущему победителю. После этого дети собирались на улице, где и играли с собранными яичками в различные игры. Не правда ли, очень напоминает христианскую пасхальную традицию? Также у казанских татар праздновался джиен, проходивший поочередно в каждой деревне. В джиен соседние деревни принимали гостей "по кругу", согласно этикету: сначала одна деревня к соседям, потом — наоборот… Гуляния молодежи, игрища на лугах, переезд молодушек (яшь килен) на постоянное проживание в дом мужа.

В деревнях татар-мишарей не праздновались ни сабантуй, ни джиен. Но в период до сева, в дни Пасхи, дети и там собирали крашеные яйца и устраивали кызыл йомырка кене — "День красного яйца" с подобными же играми. В новогодние дни — нардуган (роштва) — в жилищах шли игрища девушек с различными гаданиями.

Крещеные татары традиционно отмечали праздники календаря христиан. Однако в них наблюдались элементы традиционных народных праздников казанских татар: в пасхальные дни проводился сабантуй. Летний праздник татар-кряшен, хотя и приурочен был ко времени одного из праздников христианского календаря, по форме, так или иначе, напоминал вариант праздника джиен.

Что осталось сейчас из традиционной системы праздничной татарской культуры? В ней произошли серьезные изменения. Летний праздник джиен постепенно был сменен "унифицированным" сабантуем, который теперь повсеместно отмечают летом, после завершения полевых работ. Относятся к нему как к празднику светскому, национальному: его празднуют и те татары, которые в прошлом этого не делали. Начиная с 1992 года, два религиозных праздника, мусульманский Курбан-байрам и христианское Рождество, включены в праздничный календарь республики Татарстан.

10 дней одного Нового года

Во всех праздниках, что описаны выше, с середины позапрошлого до начала прошлого века, происходили существенные изменения. Сокращалась сфера стихийного "праздного" общения по половозрастным группам. Росло значение социального отбора партнеров по развлечениям. Усиливалась зрелищная сторона гуляний на праздниках, в особенности в городе, где зарождалась и развивалась индустрия развлечений. Бывшие активные участники, вовлеченные в стихию праздника, все больше сменялись пассивными зрителями. "Сделайте мне красиво", по словам персонажа В. Маяковского.

Так что, как и всему в нашей жизни, праздникам также свойственно изменяться. Даже таким давним и традиционным, которые существовали еще до появления на нашей земле мировых религий. Одни совсем уходят из жизни людей, другие — меняют вид, содержание, но остается суть праздника как дня, когда не работают и можно заняться чем-то "праздным".

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12012005175307&oldnumber=280