"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 46 (276) от 9 декабря 2004 года

Родителям О Детях

Летняя брусника, зимняя вишня

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Время полового созревания влияет на жизнь ребенка, однако в отношении мальчиков и девочек это влияние имеет значительные различия.

Когда мужской пол становится “сильным"?

Рано созревающие мальчики получают определенные социальные выгоды в сравнении с теми, кто созревает позднее. Поздно созревающие юноши обычно более напряжены, у них повышена тревожность, и они жаждут привлечь к себе внимание любыми путями. Учителя часто оценивают их как менее мужественных и не таких привлекательных физически. В отличие от них, созревающие рано юноши обычно более уравновешены психически, они увереннее ведут себя во всех ситуациях. В чем причины этого? Одна из них в том, что рост и физическая сила приносят быстро созревающим юношам признание — как со стороны сверстников, так и у взрослых. Именно их "взрослая" внешность приводит к тому, что люди порой переоценивают их компетентность в жизненно важных вопросах и в учебе. И возлагают на них те обязанности (а одновременно и предоставляют привилегии), которые обычно полагаются старшим по возрасту людям. Между родителями и рано созревающими юношами меньше конфликтов из-за выбора друзей, компании, из-за более позднего возвращения домой. Более стабильная и гармоничная атмосфера в семье, в свою очередь, способствует тому, что молодой человек растет уравновешенным, уверенным в себе. Это позволяет завоевать популярность и занять в группе сверстников позицию лидера.

Как правило, со временем разница сглаживается. В частности, к последним годам учебы в школе различия в успеваемости между раньше и позже созревающими юношами, в целом, исчезают. Но существуют исследования, показывающие, что и в возрасте 30 лет те, кто в юности физически созрел раньше, остаются более общительными, уверенными в себе и ответственными. Так что полученные в период раннего созревания преимущества могут отразиться и на взрослой жизни.

Те же подростки, чье созревание задержано, чувствуют некоторую свою неадекватность в среде и осознают, что занимают в группе низкое положение. Отсюда меньшее желание учиться и, соответственно, более низкие школьные оценки. Аутсайдеры стараются компенсировать свой низкий статус чем угодно. Хорошо, если сами они или их родители находят приемлемый вид компенсации: хобби, например. Но есть масса примеров того, что именно из среды подростков с низким положением в группе вырастают юноши с отклоняющимся поведением, вплоть до преступного.

Однако всем известны случаи, когда большего социального успеха добиваются как раз те, кто в юности ходил в аутсайдерах, а потом смог компенсировать это настойчивостью, упорством, повышенной адаптированностью. Ведь им приходилось чаще лавировать, приспосабливаться. Что, в целом, не свойственно самоуверенным "взрослым" подросткам.

Все наоборот

В отличие от мальчиков, девочкам раннее созревание, скорее, приносит неудобства. Раньше созревающие девочки несколько менее общительны и пользуются меньшей популярностью в группе сверстников. Они чаще подвержены беспокойству и депрессии. Это также вполне объяснимо: своим одноклассникам и одноклассницам они кажутся чересчур массивными (с современной-то модой на "хрупкость"!). Такие девочки зачастую стараются выбрать себе в друзья людей постарше, в том числе и противоположного пола. Здесь-то и начинаются порой настоящие проблемы. Ведь многие из таких старших друзей (особенно юноши) пытаются, и часто небезуспешно, вовлечь девочек, еще подростков, в "виды деятельности", к которым те еще совсем не готовы психологически (да ко многому и не стоит готовиться). Это курение, алкоголь, наркотики и ранние сексуальные отношения. Более того, существуют американские и шведские исследования, показывающие, что совместное обучение и чрезмерное количество друзей мужского пола значительно повышают риск появления и развития у рано созревших девочек психологических расстройств, неврозов. Не потому ли в наше время, когда совместное обучение обоих полов — аксиома для массового образования в западной цивилизации, существуют еще достаточно много педагогов, отстаивающих раздельное обучение?

Некоторые психологические эффекты раннего созревания у девочек могут иметь довольно долго проявляющиеся последствия. В Швеции в прошлом десятилетии было проведено исследование, результаты которого говорят о том, что рано созревающие девочки гораздо чаще плохо учатся и вовсе бросают учебу, чем их поздно и вовремя созревшие одноклассницы.

Конечно же, не всегда все так драматично. Проходит время, и большинство рано созревших девочек начинают чувствовать скорее социальный комфорт. В старших классах к ним приходит популярность у одноклассников, а через нее — и у сверстниц. Время же стирает и эти преимущества: взрослея, рано созревшие девочки "уравниваются" со своими поздно созревшими сверстницами.

Пройдет ли период взросления относительно гладко либо будет сопровождаться более или менее значительными трудностями, зависит не только от физиологии. На это влияют многие факторы. Один из наиболее важных — наличие или отсутствие взаимопонимания в семье, между старшими, родителями, и детьми. Родителям нужно знать и понимать своего ребенка, его индивидуальные и личностные особенности — и физиологические, и психологические. И использовать это понимание в интересах ребенка.

Так или иначе, и преимущества раннего созревания, и неприятности в результате позднего вступления в юношеский период, достаются и тому, и другому полу. По мере же взросления различия в психологии между рано и поздно созревшими людьми сглаживаются. Одновременно эти различия становятся более разнородными. Это и есть признак приходящей взрослости.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8122004175137&oldnumber=276