"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (274) от 25 ноября 2004 года

ХудСовет

Камертон и отсутствие слуха

Александр ДАВИДЕНКО

"Островитяне" — так назвала свою выставку, открывшуюся в областном Доме искусства и науки, большая группа художников-традиционалистов.

На одной из стен развернута мини-экспозиция, составленная из этюдов маститого саратовского живописца В. Фомичева. Эти работы как бы призваны задать определенную тональность всей выставке, стать своеобразным камертоном для остальных. Кроме того, этот жест воспринимается как некая декларация о приверженности реалистической школе живописи. Излишняя пафосность подобного заявления, к сожалению, не подкреплена представленными произведениями. Обескураживает общий низкий уровень выставки. Более чем зрелые художники зачастую выглядят беспомощными любителями, иногда получающими результат на уровне студента художественного училища. Удивительно, но нет ни одной мало-мальски безгрешной работы! Конечно, можно здесь встретить и элементы мастерства, и искренность, и чувство колорита, и интересные композиции, и даже эмоциональность. Но все это как-то стерто, присутствует не в виде полнокровного звучания, а всего лишь слабеющего отзвука, затухающего эха. Среди работ, создающих подобное, но все же положительное впечатление, хотелось бы отметить некоторые небольшие этюды Н. Чечневой и этюд Ю. Зимарина "Серый день" — лаконичный передний план с Волгой, покрытой льдом, и сдержанный индустриальный пейзаж без особой детализации и строительного размаха формирует в "суровом стиле" поэтичный портрет трудового города.

Хорошее чувство стиля Н. Шафеева испорчено привычкой делать так, как нравится массовому потребителю (а это отнюдь не высокий художественный уровень), поэтому большая картина "Волжский простор" в замечательной раме производит впечатление излишней зализанности и сдержанной слащавости.

Работа Р. Лавриненко "Волга. Облачный день" вызывает подозрение, что выполнялась она с длительными перерывами и в разном эмоциональном состоянии. Живо прописанные серые облака, стремительно несущиеся по небу, и такая же серебристо-серая холодная речная поверхность сделаны без излишних прорисовок и тяготения к подробностям. А вот холм, протянувшийся вдоль всей горизонтали холста, покрытый клочковатым кустарником, написан уже слишком равнодушной кистью, оживляет его лишь небольшая группа слегка растрепанных деревьев.

Наиболее интересен пейзаж А. Котова "Осень на Чардымке", выполненный с большим чувством и хорошо передающий состояние легкой осенней прохлады и начального оцепенения природы. Но в ровную и колористически сдержанную композицию, словно фальшивая нота, врывается ядовито-бирюзовым цветом какая-то дачка, разрушающая общую гармонию.

После осмотра всей выставки с особым удовольствием любуешься искренними, эмоциональными и, безусловно, высокопрофессиональными работами В. Фомичева, которые выполняют здесь еще одну функцию — улучшения настроения, подпорченного его последователями.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24112004172432&oldnumber=274