"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (274) от 25 ноября 2004 года

Книжная Полка

Супермен среди коров

Анна САФРОНОВА

В серии "Классика контркультуры" (при участии ООО "Издательство АСТ", ООО "Издательство Астрель" и ООО "Компания Адаптек") вышел роман Мэтью Стокоу "Коровы" (перевод с английского Елены Матвеевой). Надо предварительно несколько слов сказать об Алексе Керви (настоящее имя — Александр Кривцов), кураторе серий "Альтернатива" и "Классика Контркультуры". На страницах журнала "Топос" Алекс Керви так определяет свой взгляд на современное состояние культуры: "В каждой культуре заложена потребность в "наоборотной", извращенной культуре, которая бы отвергала ценности культуры традиционной. Но эта "наоборотность" может в разных культурах выражать разные, иногда противоречащие друг другу ценности. Образ Иного — неважно, трактуем ли мы его как образ врага или возможность на вербальном уровне или на уровне текста пройти через ад, как это сделал герой романа Стокоу "Коровы" — помогает принять какие-то решения. В каком-то смысле такие тексты помогают умерщвлению в себе некоторых сил, которые движут некоторыми людьми, когда они приходят в супермаркеты и расстреливают там детей, например".

Итак, герой "Коров" Стивен живет в настоящем аду. Кошмарная мамаша, отвратительный быт, бегство от мира возможно только во сне или: "По утрам, если была горячая вода, Стивен мог часами стоять и млеть в жидкой массе душевого стойла. Как и сон, это тоже было бегство".

Стивену не под силу справиться с жизнью, потоки грязи топят его. При этом Стивену вовсе не хочется оставаться тварью дрожащей, а хочется и право иметь. Действие романа стремительно развивается, и из относительного ада Стивен попадает в абсолютный. На мясокомбинате, куда он устроился работать, вообще нет ничего, что напоминало бы нормальную жизнь. Чернушность повествования начинает обрастать еще чертами сюра — коровы на мясокомбинате оказываются существами говорящими. Вот такая сказочка про животных: вскоре под "руководством" новоиспеченного супермена Стивена коровы начинают убивать, пьянея от крови людей так же, как люди пьянели от их крови. Мир выворачивается наизнанку, и в фарш превращаются уже не животные, а люди. Крови, кишок и, извините, дерьма в романе Стокоу так много, что в конце концов делается даже не тошно, а смешно, а в качестве защиты память подкидывает какие-нибудь детские "садюшки" вроде: "Девочка Маша на лифте каталась, ноги уехали, попа осталась". Девочка Люся, подруга Стивена, на лифте не каталась, она придумала кое-что поинтереснее. Бедный-то Стивен надеялся, что "она станет матерью, любовницей, зацепкой, на которой он повесит свой позаимствованный из чужих источников жизненный план". Но девушка была одержима идеей отыскать внутри живых существ (в том числе людей), нечто, отчего происходят внутренние процессы разложения, и в связи с этим расковыривала все и всех подряд. В один прекрасный день она добралась до самой себя. В общем, все умерли, дом рухнул, а Стивен присоединился к коровьему братству. "Коровы" -— это, наверное, воспитательная книга для юных террористов, в том смысле, что ничего хорошего в терроризме нет. А также для слишком завистливых обывателей, повернутых на модели телевизионного рая. Счастье, оказывается, не в памперсах и не в сникерсах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24112004172405&oldnumber=274