"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (273) от 18 ноября 2004 года

TV

Серийные болезни

Ирина КАБАНОВА

Наступили времена, когда российские сериалы начали теснить на наших экранах своих иностранных конкурентов: лить слезы по поводу латиноамериканских страстей давно стало скучно, будни американской полиции уже никого не волнуют — российского зрителя теперь интересует его собственная жизнь сейчас или в не слишком далеком прошлом. Но, как ни странно, плоды трудов наших режиссеров почему-то проходят перед взором телезрителя, не застревая в памяти и не вызывая особых чувств.

Помнится, лет десять-пятнадцать назад бурю эмоций рождали коварство и любовь в интерьерах Бразилии и Мексики. Затем с североамериканского континента пришел "Твин Пикс" с персонажами, не укладывающимися в рамки стандартных киногероев (сейчас его можно посмотреть на канале ТВЦ в 18.15 по будням). Столь же успешными стали "Секретные материалы", подхватившие эстафету таинственности и больного подсознания, которые оказались новым средством привлечения зрителя, заскучавшего было от предсказуемости киносюжетов.

Наконец, созрели и наши киностудии "в связи с производственной необходимостью": пора было поднимать национальное самосознание и обращаться к российской почве. Но энтузиазм телезрителя, выбирающего из программы передач свое, родное, постепенно сменяется недоумением. Криминальные разборки, красивая, но многотрудная жизнь "новых русских" стали животрепещущими темами для воплощения на экране, но само воплощение оставляет желать лучшего. Телевизионная реклама новых сериалов, искусно составленная из наиболее драматичных моментов сюжета, дразнит воображение и вызывает желание смотреть новый фильм, который, однако, при ближайшем рассмотрении оказывается скучным и, простите за каламбур, наигранным. Совсем уж печально, когда на роли приглашают не профессиональных актеров, а, например, моделей. Оно конечно, видеоряд сегодня архиважен, и народ предпочитает на экране красивых людей, рождающих положительные эмоции, которых так не хватает. Но смотреть на холодных героинь, слишком красивых, чтобы искажать лица эмоцией и применять систему Станиславского, право, грустно. Ах, простите, какая система, дело-то на поток поставлено — некогда!

Но это еще что! Почему-то наши телепродюсеры в создании некоторых сериалов считают своим долгом ориентироваться на не самые лучшие западные образцы, не соизмеряя притом менталитеты. Глядя на эти произведения, не знаешь, куда себя деть. Любители ужинать, просматривать газеты и одновременно перекидываться словом с домашними перед телевизором могут включать в 19.01 канал СТС и смотреть "Мою прекрасную няню". Потому что слушать плоские шутки персонажей и клакерский смех за кадром более двух минут невозможно. Не наш это стиль.

Сказанное не означает, что среди российских сериалов совсем нет удач. Взять, к примеру, "Каменскую" или первые "Улицы разбитых фонарей" (ОРТ, 13.50), постепенно, однако, теряющие личное обаяние героев и самих героев (Казанцев, Дукалис) и выходящие теперь в тираж под разными кодовыми названиями, но все со старыми же приемами, шутками и, в конечном итоге, сюжетами ("Опера. Хроники убойного отдела", канал Россия, 20.55). Тут же хочется вспомнить шпионский сериал "Родина ждет", очень профессионально снятый в совершенно новом, непривычном для простого зрителя стиле, со множеством операторских находок, который смотрелся на одном дыхании.

А люди тем временем начинают уставать от стрельбы. По данным социологического опроса, большинство потенциальных телезрителей считает, что на экране сегодня слишком много жанра "экшн", а предпочтительнее фильмы о любви. На этой ниве, среди повторов "Бедной Насти" и "Ундины" (канал "Россия") появилась работа режиссера Аллы Плотниковой "Грехи отцов" (СТС), действие которой происходит в столыпинскую эпоху. Впрочем, главное здесь — не эпоха, а люди и их взаимоотношения. Фильм, казалось бы, пополнивший список костюмных мелодрам, тем не менее отличается более чувственной игрой актеров и динамичным, насколько это возможно в данном жанре, сюжетом, заставляющим досмотреть очередную серию до конца. Эпоха же доминирует в "Московской саге" (ОРТ, 21.30), отличающейся хорошими актерскими работами, но не сказавшей нового слова в осмыслении времени репрессий.

И все-таки, чего-то не хватает на фоне смертельных схваток, евроинтерьеров и идеальных форм. Наверное, искренности и простоты чувств, тонкости актерской игры и глубины сценариев. Не китча, а настоящего искусства.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17112004190525&oldnumber=273