"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (273) от 18 ноября 2004 года

Джинн ксенофобии

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Второй Саратовский областной социальный форум, состоявшийся 16 ноября в спорткомплексе "Звездный", отличался от прошлогоднего в первую очередь меньшим размахом: зал не украшали гигантские гирлянды из цветных воздушных шаров, не почтил форум своим вниманием губернатор. Правда, представленных проектов общественных организаций на сей раз было почти вдвое больше, чем на предыдущем форуме, больше было выделено и средств на исполнение проектов, а количество секций, или так называемых переговорных площадок, на форуме не уменьшилось. А это дает ответственным чиновникам превосходные возможности для добротного отчета об удачно проведенном мероприятии. На одной из таких площадок, называвшейся "Актуальные вопросы предотвращения религиозного и национального экстремизма", побывал автор этих строк. Не знаю, как обстояло дело в других секциях. Что же касается данной, то лишь обладая большим воображением, происходившее на ней можно считать обсуждением. Состоялось нечто вроде собрания, прошедшего по всем правилам бюрократической организации.

Президиум -— из представителей религиозных организаций так называемых традиционных конфессий и национальных общин, ведущий — министр по делам общественных и религиозных отношений, выступления — в основном представителей тех же "традиционных". Представителей новых и малых религий будто бы и не приглашали.

Проректор православной Духовной семинарии протоиерей Дмитрий Полохов посетовал на все еще имеющие место "пережитки атеистической системы". А также не удержался от того, чтобы упомянуть об опасности, исходящей, по его мнению, от "деструктивных сект".

Несмотря на мягкость и даже, я бы сказал, вкрадчивость изложения этой концепции религиозного "культурологического просвещения", участники обсуждения расценили терминологию Полохова как провоцирующую атеистов присоединять к названию той или иной религии эпитеты типа "пережитки язычества" или "пережитки мракобесия". А этот путь ведет к тому, что вместо диалога о болевых точках межконфессиональных отношений эти отношения будут лишь обостряться.

Эмоциональное, но выдержанное выступление главы Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддаса Бибарсова было посвящено антимусульманской, по существу, кампании, развернувшейся в стране. В рамках этой кампании любые проявления антиобщественной деятельности, по его мнению, рассматриваются обязательно в связи с вероисповеданием мусульман, то есть с исламом. Распространилась практика правоохранительных органов под видом борьбы с терроризмом задерживать людей, принимаемых ими за мусульман. Особенно бесправны в этом отношении жители бывших советских республик. Такое отношение к мусульманам, по мнению Бибарсова, не встречает никакого противодействия, что способствует росту ксенофобских настроений.

Некоторые выводы Мукаддаса Аббасовича позже получили документальное подтверждение. Участникам обсуждения был продемонстрирован образчик газетной продукции со статьей, посвященной избиению группой хулиганов известного человека. Это событие было отражено как нападение "группы лиц азиатской внешности" и "четверки распоясавшихся мусульман, одинаковых с лица". То есть хулиганский акт подан в виде, способствующем разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни.

К сожалению, совершенно недостаточно внимания было уделено роли СМИ в разжигании ксенофобии, являющейся питательной средой для любой розни: межнациональной или межрелигиозной. Хотя аудитории была продемонстрирована статья из саратовского выпуска одной весьма известной общероссийской газеты, посвященная деятельности экологических организаций вообще и саратовских — в частности, противников развития атомной энергетики. Статья их всех зачисляет, по существу, в противники государства, в агенты неких враждебных сил, ведущих психологическую войну против России. По существу, она является ксенофобской и по форме, и по содержанию и представляет попытку призвать к "охоте на ведьм". Такая статья вряд ли могла появиться в газете без поддержки влиятельных сил в правительстве области, руководители которых являются лоббистами атомного ведомства России. И, может быть, поэтому обсуждение этой темы не получило развития.

Практически не нашлось на форуме времени для обсуждения форм противодействия настенной росписи, разжигающей межнациональную рознь. Между тем, город пестрит надписями типа "Россия для русских", "Саратов без хачей" и тому подобными. Особенно позорно наличие на стенах и заборах фашистской свастики. Дело дошло до того, что свастика красуется на заборе юридического института МВД.

Очевидно, что на таком ксенофобском фоне детской забавой выглядят упражнения находящихся под опекой одной из влиятельных конфессий "сектоборческих" организаций, уродовавших рекламные афиши выставки картин Рериха наклейками с надписью "Осторожно, секта!". В пособники сект попали администрация Саратова и Саратовский государственный технический университет — организаторы выставки.

Естественно, ничего путного из состоявшейся "площадки" не вышло, да и выйти не могло. Поскольку организаторы, похоже, просто не знают, что делать с джинном под названием "ксенофобия", возникающим из кувшина российских противоречий.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17112004184115&oldnumber=273