"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (273) от 18 ноября 2004 года

Битва дилетантов

Сергей ЛЮБИМОВ

Развернувшаяся с весны этого года битва между мэрией и областным правительством за землю, точнее, за право ее распределять, закончилась, вроде бы, победой правительства.

Однако воспользоваться плодами победы ему в ближайшее время не удастся. Причина противостояния чиновников лежит на поверхности: кто распределяет пирог, тот его и ест. Распоряжение землей дает доступ к дополнительным административным и финансовым ресурсам и одновременно выбивает эти козыри из рук оппонента.

Если внимательно рассмотреть ситуацию, то может создаться впечатление, что борьба велась сразу за два приза. В основном, конечно, за право отдавать в аренду и приватизировать землю. Но была и другая борьба — за звание наиболее некомпетентного органа власти. В обоих случаях победу одержала область.

Наиболее интересными представляются этапы борьбы за второй приз. Областная дума, депутаты которой столь яростно критиковали городскую администрацию, решилась на принятие "Закона о земле" только через два с половиной года после того, как получила право это сделать. В администрации же так увлеклись распределением земли, что даже не удосужились зарегистрировать городские земли в кадастровой палате, чтобы нейтрализовать действие областного закона "О земле" на территории Саратова.

Затем, когда закон был, наконец, принят, настал черед его исполнять. Трудно себе представить, что в правительстве не знали о готовящемся законе, но никаких мер к тому, чтобы подготовить структуры исполнительной власти, принято не было.

8 сентября судебная коллегия по гражданским делам областного суда отказала мэрии в иске о признании незаконным областного закона "О земле". Тем самым была поставлена под сомнение законность некоторых землеотводов, совершенных с 22 мая по 8 сентября. Гражданам, получившим участки в этот период, надо благодарить правительство за юридическую безграмотность. И вот почему.

19 октября, то есть спустя целых пять месяцев после принятия закона, вступило в силу постановление правительства Саратовской области № 216-П "Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки". Если это постановление просуществует достаточно долго, то станет предметом целой цепи судебных разбирательств. Согласно этому постановлению и "Правилам предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки", решение о предоставлении земельных участков в собственность или аренду принимает Комитет по управлению имуществом области. Это противоречит федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", где записано, что решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих участках объектов недвижимости. Иными словами, если на участке, который планируется приватизировать, имеется хоть один частный сарай, то решение о приватизации земли будут принимать структуры мэрии. Как известно, в Саратове мало свободных участков, годных для застройки. В центре их нет совсем. Обычно под застройку отдаются участки с ветхим жильем. А наверное, в любом, даже самом ветхом, доме найдется хоть одна приватизированная квартира. Таким образом, битва за землю выродилась в сражение за пустыри.

Вообще, борьба административных титанов была столь же беспощадна, сколь и бессмысленна. Самые сильные удары противники наносили сами себе. Так, в постановлении правительства установлен 14-дневный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка либо отказа в его предоставлении с момента подачи заявки. При этом неучтен тот факт, что Федеральным законом от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" установлен месячный срок предоставления сведений по запросу органов местного самоуправления.

И это не единственное противоречие, которое несет в себе постановление. В его 23-м пункте указано, что органы местного самоуправления обязаны готовить проекты границ за счет хозяйствующих субъектов, осуществляющих земельные работы. Число таких предприятий ограничено, потому что их деятельность лицензируется. Даже если обязанность готовить проекты границ будет возложена на муниципальные предприятия, все равно это повлечет за собой расходы из областного бюджета. Эти расходы не предусмотрены в областном бюджете на 2005 год, хотя закон "О земле" вступает в силу с 22 мая 2004 года. То есть ни дума, ни правительство не позаботились о том, чтобы обеспечить выполнение принятого закона и постановления. Таким образом, закон "О земле" не сможет работать в течение следующего года. А ситуация с распределением земли останется на прежнем уровне, лучше всего характеризующемся двумя терминами: "абсурд" и "коррупция".

В настоящее время процесс отводов земли стоит на месте. Председатель комитета по управлению имуществом области Евгений Усков, отвечающий за этот процесс, не знает, что делать со свалившимся на его голову "счастьем". Да в сложившейся ситуации правового абсурда ничего сделать и нельзя. Таким образом, и действия, и бездействие областной власти одинаково затрудняют работу коммерческих структур и ущемляют интересы граждан.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17112004183416&oldnumber=273