"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (269) от 21 октября 2004 года

Гранит Науки

Педагогика свободы в саратовских школах

Елена НАЛИМОВА

"Богатей" уже знакомил читателей с новым проектом кафедры педагогики педагогического института СГУ по применению методов продуктивной педагогики в саратовских школах. Тогда речь шла о первом этапе — попытке включить элементы продуктивной педагогики в обычный стиль преподавания. Вкратце напомню об основных идеях продуктивного образования. Основой его является обучение через практическую деятельность. Имеются в виду не привычные для российских школ уроки труда, а освоение всех школьных предметов в процессе создания специальных проектов, являющихся синтезом практического и образовательного опыта ученика. Продуктивную педагогику называют педагогикой свободы, она не приемлет скучных, ограниченных по времени уроков, замкнутых классов, стандартно-трафаретных программ. Это школа, в которой ученики отчитываются перед педагогом собственными изысканиями на заданную тему, оформленными в виде проектов. Несмотря на кажущуюся фантастичность этой методики и ее несоответствие привычной для российских школ системе обучения, энтузиасты уверены: продуктивная педагогика в скором времени докажет свою актуальность.

В Саратове при кафедре педагогики была создана лаборатория продуктивного образования, являющаяся филиалом московской лаборатории культурологии РАО. В нее вошли руководители и педагоги образовательных учреждений, заинтересовавшиеся новой идеей. За первый же год количество образовательных учреждений города, желающих принять участие в эксперименте по внедрению в образовательный процесс элементов продуктивной педагогики, возросло с четырех до шестнадцати. На прошлой неделе в педагогическом институте прошло первое итоговое собрание лаборатории. Педагоги-новаторы и руководители городских школ, лицеев и гимназий отважившиеся год назад начать движение от классической педагогики к продуктивной, делились опытом, говорили о трудностях, пережитых ими на первом этапе проекта. С некоторыми из них мне удалось побеседовать.

Проложить мостики между предметами

Рассказывает Елена Симдянкина, заместитель директора по науке лицея-интерната естественных наук при СГАУ им. Вавилова:

— В нашем лицее дети обучаются с восьмого класса, методику индивидуальных проектов мы применяем уже третий год. Мы стараемся выбирать для учеников такие темы проектных работ, которые интегрировали бы в себе различные области знаний. Наша цель — помочь школьнику посмотреть на изучаемый предмет с различных позиций. В первую очередь это нужно самим педагогам, ведь часто мы сталкиваемся с трудностями в объяснении нового материала. Но одно и то же явление может рассматриваться на разных уроках, например, на физике, биологии и химии, а из-за различия в терминологии ребенок не всегда понимает, что уже знает то, о чем говорит педагог. Индивидуальные проекты помогают проложить мостики между разными областями знаний, для того чтобы ребята понимали: все в мире взаимосвязано, все законы едины. Оценки за проекты в лицее не ставятся, и основная работа над ними осуществляется учениками во внеурочное время. Хотя у нас уже есть небольшая практика применения методики индивидуальных проектов на обычных занятиях, но львиная доля временных затрат все равно приходится на работу дома и в библиотеке. Мы не ставим перед собой задачу перевести весь учебный процесс на методику продуктивной школы, но, даже работая над проектами факультативно, ребята начинают лучше учиться, их заинтересованность приводит к тому, что в дальнейшем они показывают лучший результат. Раз от раза количество желающих принять участие в проектной деятельности растет, нам приходится даже проводить предварительный отбор лучших работ. Для многих ребят это возможность самореализоваться, выступить перед большой аудиторией. В следующем году наш лицей, один из первых в Саратове, планирует выйти на методику индивидуальных образовательных маршрутов.

Я считаю, что сегодня наши школы не готовы к полному переходу на продуктивное обучение, это чревато несогласованностью в деятельности учебных заведений. Пока у нас есть единые требования, которые никто не отменял. Именно поэтому быстрый переход невозможен. Кроме того, методики продуктивного обучения до сих пор вызывают много споров среди преподавателей, единого мнения, нужно ли это школе, нет.

Мы создали экологический театр

Немного иначе смотрит на перспективы продуктивных методик учитель экологии школы №102 Анастасия Евдокимова:

— На своих уроках я сочетаю индивидуальную и коллективную проектную деятельность учеников. У меня учатся дети из 9-х и 11-х классов, в принципе, уже имеющие опыт такой работы, поэтому индивидуальные проекты не вызывают у них большого удивления. А вот коллективные проекты были для моих учеников в новинку. Вместе мы создали в школе экологический театр, где разыгрываем постановки, основанные на каких-то реальных событиях, чтобы привлечь внимание самих артистов и зрителей к острым проблемам экологии. Дети самостоятельно пишут сценарий, создают декорации.

Я применяю и урочную, и внеурочную форму обучения, на уроках дети получают оценки за защиту индивидуальных проектов по экологии. Дополнительные занятия, участие в спектакле тоже идут в "плюс" ученику — я отмечаю самых старательных. Главное — они чувствуют себя самостоятельными.

Методики продуктивного обучения в моем предмете полностью себя оправдывают, относительно других школьных дисциплин заявлять что-то категорично не могу.

Я не приемлю давления

С успехом применяет инновационные образовательные технологии учитель-экспериментатор лицея прикладных наук при СГУ Виктория Ширяева:

— Индивидуальные проекты с использованием компьютерных технологий применяются у нас в лицее на уроках информатики. Скажем, ребенку интересно составить для мамы график по вязанию.

На моем предмете — теории решения изобретательских задач, ученики пишут рефераты, но не в обычном понимании этого слова. Как сказал мне один ребенок, реферат означает: переписал из интернета и получил "пять". Я объясняю детям, что главная отличительная черта реферата-проекта — это наличие в нем творческой мысли. Мы знакомимся с теорией и приходим к пониманию, что можно взять любую систему и усовершенствовать ее. В некоторых проектах дети берут технические законы и в их свете рассматривают, например, работу банка России и Большого театра. Таким образом, у них возникает осознание того, что все процессы подчиняются каким-то законам. Важно, что об этом они задумываются самостоятельно, а не списывают откуда-то. Все это проходит в рамках учебного процесса, за свои изыскания дети получают оценки. На некоторых занятиях мы играем : разделяемся на экспертов, помощников, сторонников и противников какой-либо теории, это тоже своего рода мини-проекты.

Меня часто спрашивают, как я слежу за дисциплиной в такой демократической атмосфере, а я отвечаю вопросом на вопрос: что такое дисциплина в вашем понимании — принудительное молчание? Это может быть удобно только самому педагогу. На моих занятиях дети сами организуют себя и сами учатся, я не приемлю давления, хотя, возможно, по сравнению с традиционным уроком это выглядит как хаос.

Затрудняюсь ответить, применимы ли такие методики для всех школьных дисциплин, в каждом есть своя специфика. Но я уверена в одном: линейное воспроизведение информации не интересно детям. И с этих позиций продуктивная педагогика нужна школе, так как индивидуальные проекты мотивируют детей сразу.

Как видно, единого мнения по поводу повсеместного внедрения в школах методов продуктивного образования нет. Как любое новое, педагогика свободы пока с трудом приживается в образовательных учреждениях, привыкших к единообразию. Но нельзя не отметить и первые достижения, сделанные на этом пути. Заключительным этапом первого года работы саратовской лаборатории станет фестиваль индивидуальных проектов, который пройдет в конце февраля. На фестивале ученики представят свои работы, расскажут об этапах проектной деятельности. Педагогами будет разработана система требований, по которой в дальнейшем должны оцениваться индивидуальные проекты. Уже заявили об участии в фестивале учителя из разных городов России — от Москвы до Тюмени. Приглашены также известные педагоги-новаторы из Москвы и Санкт-Петербурга, которые проведут семинары по методике перевода средней школы на рельсы продуктивной педагогики. В апреле 2005 года самые активные саратовские педагоги примут участие в международном конгрессе по продуктивному обучению, который пройдет в Москве. В следующем году проект продолжит свою работу, новый этап будет посвящен усовершенствованию деятельности педагогов в процессе работы над проектами учащихся, а также внедрению в саратовских школах такого элемента продуктивной педагогики, как индивидуальный маршрут обучения. Его суть заключается в самостоятельном выборе учеником графика посещения занятий и интенсивности изучения предметов. Намечено вступление саратовской лаборатории в международную ассоциацию продуктивных школ.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20102004173522&oldnumber=269