"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (269) от 21 октября 2004 года

Хватит ли денег на медицину

Маргарита СПИРИЧЕВА

Злую шутку сыграла с медициной сила слова. Мы привыкли говорить: система бесплатной медицины. И ждем, что нас действительно бесплатно вылечат. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а бесплатной медицины не существует нигде. За высококвалифицированный труд врачей, за сестринский уход, за лекарства кто-то должен платить. Кто и как — в этом пытались разобраться медики и чиновники на "круглом столе" информационного агентства "Росбалт".

Скупой платит четырежды

Для начала оговоримся: нет бесплатной и платной медицины. Есть бюджетная и частная. Всех, кто соприкасался с бюджетной медициной, как правило, по большому счету раздражает одно: до конца не ясно, на какие услуги распространяется твой полис обязательного страхования, а за что все же надо платить. Путаница существует потому, что нынешняя система финансирования смешанная, причем смешанная в хорошо запутанный клубок. Казалось бы, все ясно: есть обязательное медицинское страхование (ОМС), которое должно оплачивать труд врачей в бюджетных лечебных учреждениях, лекарства и т.п. нужды на лечение. Есть бюджет, который должен обеспечивать жизнедеятельность зданий больниц и поликлиник. И есть платные услуги, которые должны идти на повышение оплаты персонала. На деле все не так. Эти потоки перемешиваются, теряются, в результате денег ни на что не хватает. Заодно и медучреждение толком не знает, сколько стоит их услуга; расценки, как правило, устанавливают или вышестоящие бюрократы, или утверждают неспециалисты-депутаты. И пациент предпочитает заплатить персонально врачу, а не в кассу. Возникает парадоксальная ситуация, когда одна и та же услуга может быть оплачена четыре раза: из фонда ОМС, из бюджета, пациентом в кассу и им же "неформально". И как после этого можно называть нашу медицину бесплатной?

Новые веяния

Медицина стоит на пороге масштабных перемен. Минздрав России разработал пакет новых федеральных законов, которые он собирается проводить через Госдуму, и с которым не так давно ознакомил представителей регионов. Областной министр здравоохранения и социального развития Алексей Левин коротко пересказал суть изменений; прежде всего речь идет об ускоренном темпе внедрения страхового финансирования медицины. На это нацелены новые законы о медицинском страховании, о государственных гарантиях в здравоохранении, новые клинические рекомендации, новые тарифы на услуги через систему обязательного медицинского страхования. Все это делается, чтобы существенно увеличить долю страхового финансирования медицины. Кроме этого, предполагается ввести изменение организационно-правовых форм некоторых медицинских учреждений. Речь идет не о приватизации, а о несколько большей финансовой свободе руководителей. Оставаясь по сути государственным или муниципальным учреждением, но оформив документы на автономную некоммерческую организацию, клиники смогут более эффективно использовать бюджетные средства. Сейчас их главные врачи жестко лимитированы строчками бюджета, по которым им выделяются бюджетные деньги. В будущем они, как и руководители частных клиник, смогут самостоятельно принимать решения, что именно им нужно в данный момент оплатить. Для человека, обращающегося за помощью, принципиально измениться ничего не должно. Основным источником финансирования должно стать обязательное медицинское страхование. Впрочем, останется и чисто бюджетное финансирование на содержание лечебных учреждений. Разработчики Минздрава надеются на развитие добровольного медицинского страхования и на доходы от дополнительных платных услуг. Финансирование должно утверждаться не раз в год по смете, а постоянно — по потоку больных. И это, по идее, должно повысить качество медицинских услуг. Таковы планы правительства на ближайшие несколько лет, начиная с 2005 года.

Не в деньгах счастье

Оказалось, что именно в Саратове наблюдается настоящий бум развития частной медицины. В других регионах, как было заявлено министром, "многое не разрешается". Несмотря на бурный рост числа частных клиник в городе, в них отдают себе отчет, что по большому счету они не конкуренты бюджетной медицине. Например, частные клиники не могут позволить себе высокотехнологичные операции, но заинтересованы в том, чтобы иметь возможность направлять на такие операции своих клиентов. Пока же это невозможно, потому что непонятно, за что платит государство, а за что нужно доплатить пациенту или его страховой компании. Частные клиники, как и бюджетные, испытывают недостаток в кадрах, хотя и имеют возможность платить больше тех 2–3 тысяч, которые достаются сестрам и врачам от бюджета. Квалифицированных врачей, умеющих деликатно обращаться с клиентами, остро не хватает, их даже приходится переучивать.

Представителям частной медицины новая концепция развития медицины не понравилась. Андрей Шубин, главврач МЦ "Здоровье", заявил, что существующая система здравоохранения — это следствие политики государства, а модели развития бюджетной медицины по-прежнему нет. Может существовать или государственная (то есть чисто бюджетная), или страховая медицина. А смесь этих концепций, которую по-прежнему хочет оставить Минздрав, нежизнеспособна. Собственно, мы это и так наблюдаем на практике. По мнению Шубина, нужно решиться на чисто страховую модель, и тогда рынок страховых компаний и медицинских учреждений начнет развиваться самостоятельно, станет саморегулирующейся системой. А директор частной клиники "Докторъ" предложил воспользоваться опытом Англии, где есть небольшая сеть государственных больниц, хорошо оборудованных, с высокой заработной платой и бесплатным лечением в строго оговоренных случаях. Но остальные больницы, подавляющее большинство, к бюджету отношения не имеют. А пока не будет нормальной модели медицины, на нее никаких денег не хватит.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20102004173323&oldnumber=269