"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (268) от 14 октября 2004 года

Губернатор решал всё, или Системный кризис длиной в 8 лет

История правительства Саратовской области (1996–2004 гг.) представляет собой беспрерывную череду структурных изменений, перестановок, назначений и перемещений

Александр СВЕШНИКОВ

При этом заверения об их необходимости "в связи с очередным сокращением аппарата" то на 10, то на 20, то на 30 процентов на деле, как правило, оборачивались непременным увеличением числа сотрудников, к 2000 году достигшего цифры в 1900 человек и съедающего сегодня солидную часть областного бюджета. Трудно понять логику административной метаморфозы, но, судя по результатам, похоже, она была, скорее, самоцелью, скрывающейся под личиной благих намерений о превращении области в "достойную среду обитания", или, в лучшем случае, свидетельством кадровой некомпетентности высшего руководства области.

15 апреля 1996 года Указом президента РФ № 559 новым главой администрации Саратовской области был назначен первый вице-мэр Саратова, лидер региональной организации движения "Реформы — новый курс", бывший депутат Совета Федерации Дмитрий Аяцков. Свою деятельность Аяцков начал с критики кадровой политики своего предшественника — Юрия Белых. Сам Аяцков, по его словам, не хотел бы работать гильотиной и производить кадровые чистки. Он заявил, что создаст условия, в которых каждый сотрудник администрации сможет эффективно работать, а отстраняться от должности будут лишь те, кто не справится.

О том, что в области будет создано собственное правительство, Аяцков сообщил 5 июля на пресс-конференции, посвященной итогам президентских выборов. Преимущества такой структуры управления областью, по его словам, очевидны, поскольку есть большая и фактическая разница, например, между начальником управления по экономике и министром экономики. При этом Аяцков пообещал, что численно штат управленцев областного уровня не вырастет, а наоборот, сократится.

5 сентября 1996 года областной думой был принят закон "О правительстве Саратовской области". Одним из моментов обсуждения было заложенное в проекте совмещение главой администрации региона двух должностей — губернатора и председателя правительства. Выступая по этому вопросу, Д. Аяцков сказал, что у него хватит сил, чтобы работать сразу в двух ипостасях. По его мнению, система власти области не должна повторять федеральную структуру, где есть администрация президента, правительство, Совет Федерации и Государственная дума. "Нужна одна команда", — сказал Аяцков. Через неделю депутаты открытым голосованием поддержали предложенный губернатором — председателем правительства Саратовской области список первых лиц высшей исполнительной власти региона: В. Володин — заместитель губернатора — первый заместитель председателя правительства (блок экономических вопросов и строительный комплекс); Б. Дворкин — первый заместитель председателя правительства (сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и потребкооперация); В. Боброва — заместитель председателя правительства (вопросы социальной защиты, занятость, миграция); Л. Ващенков — первый заместитель председателя правительства (нефтегазовый комплекс, промышленность); В. Чуриков — заместитель председателя правительства (наука, образование, здравоохранение, молодежная политика); Б. Решетников — заместитель председателя правительства (транспорт, связь); Н. Будников — заместитель председателя правительства (вопросы хозяйственного обеспечения деятельности органов областной власти); П. Большеданов — министр финансов; А. Степанов — заместитель председателя правительства области, министр экономики; Н. Владимиров — заместитель председателя правительства области, министр по собственности и банкротству.

В считанные недели были созданы министерства: экономики, здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, информации и печати, сельского хозяйства, нефти, газа и недропользования, строительства и архитектуры, юстиции; комитеты: по продовольствию и потребительской кооперации, по международным отношениям и внешнеэкономическим связям, по транспорту, дорогам и связи, по делам молодежи, спорту и туризму, по потребительскому рынку и бытовому обслуживанию, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; управления: по взаимодействию с территориями и контрольной работы, государственной службы и кадров, правовое управление, аппарат губернатора с группой советников, пресс-службой, канцелярией, представительство в областной думе и т.д.

Несмотря на первоначальные заверения губернатора о том, что численно аппарат правительства расти не будет, штат стал быстро разбухать, и вскоре ему стало тесно в основном здании на Московской, 72. В спешном порядке стали осваиваться другие здания и помещения в центре города. Поговаривали даже, что в конце концов в Белом доме останется только аппарат губернатора и два ведущих министерства — финансов и экономики. За пределами Белого дома оказались министерство нефти, газа и недропользования и министерство топлива и энергетики (обретшие помещения в соседнем НИИ геологии и геофизики). Министерство культуры и министерство информации и печати переселились в здание по Горького, 40. Желание улучшить свои жилищные условия проявило и министерство образования, находящееся на ул. Леонова, сделав попытку (правда, неудачную) занять Дом работников просвещения. А в июле 1997 года началась грандиозная работа по возведению ограждения вокруг комплекса правительственных зданий, расположенных по периметру улиц Московской, Горького, Кутякова и линии, разделяющей два НИИ — геологии и геофизики и "Иридий". Эта работа была частью большой программы по образованию комплекса зданий и сооружений правительства области, определенной постановлением губернатора от 13 марта 1997 года, по которому, "в целях создания необходимых условий для деятельности правительства области", губернатор разрешил управлению делами правительства израсходовать на капитальный и текущий ремонт административных объектов 6,76 млрд. руб. Из этой суммы 2.350 млн. руб. было предусмотрено на ремонт 3-го этажа здания правительства, где расположены апартаменты губернатора. Кроме того, на ремонт медпункта, кафе-бара, парикмахерской было выделено 500 млн., а на приобретение мебели — 2.200 млн. рублей. Наконец, еще 1.710 млн. руб. предназначались на оборудование зимнего сада.

Кадровая чехарда, в том числе среди первых лиц правительства, началась почти сразу после того, как был сформирован кабинет и назначены его первые лица и руководители министерств и комитетов. В начале 1997 года был понижен в должности управляющий делами правительства Н. Будников: формально сохранив за собой пост, он утратил при этом статус заместителя председателя правительства. Произошедшее с Будниковым в сопоставлении с отстранением от должности министра общего и специального образования С. Суровова наводило наблюдателей на мысль о смене "генераций" в областном правительстве. Оба этих чиновника относились к числу немногих оставшихся в правительстве руководителей "первого эшелона", занявших свои посты немедленно вслед за назначением Аяцкова губернатором. Тогда же был лишен ранга заместителя председателя правительства, а потом и поста министра промышленности Б.Решетников. Непосредственной причиной, как считалось, послужила авария на нефтепроводе "Самара–Тихорецк". Новым министром промышленности был назначен Б. Шинчук, до этого работавший гендиректором АО "Саратовские обои".

Одновременно с кадровыми перестановками шел процесс создания новых министерств и подразделений: по делам молодежи, спорту и туризму, которое возглавил ранее руководивший одноименным комитетом Андрей Россошанский, министерства торговли на основе комитета по потребительскому рынку и бытовому обслуживанию населения, Лицензионной палаты, продовольственной корпорации.

В июне 1997 года, накануне выборов в областную думу второго созыва, начался исход из правительства. Так, баллотироваться в думу выразил желание министр общего и профессионального образования В. Чуриков. Сразу после окончания кампании по выборам в правительстве начались новые перестановки. Вместо занявшей пост заместителя председателя облдумы, председателя комиссии по вопросам социальной сферы В. Бобровой министром труда и социального развития области был назначен бывший министр сельского хозяйства Н. Крюков, а само министерство было поручено курировать первому заместителю председателя областного правительства Б. Дворкину. Еще одна перестановка с завершением выборов непосредственно не связана: министерство по международным отношениям и внешнеэкономическим связям возглавил бывший министр промышленности области Б. Шинчук. Курирование этого министерства отошло к первому заместителю председателя правительства В. Кайлю.

Во время выборной кампании в правительстве произошел первый структурный кризис, обозначившийся в связи с "несанкционированной" (читай: против воли губернатора) попыткой вице-губернатора В. Володина принять участие в выборах депутатов Саратовской областной думы (как полагали наблюдатели, с расчетом на пост ее председателя и депутата Совета Федерации РФ). В конце концов Володин отказался от участия в кампании, тем самым сняв угрозу возможного открытого раскола в областном руководстве. Тем не менее, положение его стало довольно сложным. В правительстве открыто высказывалось мнение, что Володину теперь предстоит бороться за сохранение своего статуса в этой властной структуре — и в случае неудачи уже в самом ближайшем времени вообще покинуть ее. Относительно дальнейшей судьбы Володина в случае неудачного для него развития событий высказывались различные точки зрения. По одной из них, самой распространенной, вице-губернатору планировалось предложить занять пост ректора СГУ после его объединения с педагогическим институтом.

13 августа 1997 года председатель правительства Д. Аяцков удовлетворил заявление своего первого заместителя Л. Ващенкова о его добровольной отставке. Ващенков был последним из высокопоставленных членов команды предыдущего губернатора Ю. Белых, остававшихся и сохранявших свой пост в команде Дмитрия Аяцкова.

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13102004180639&oldnumber=268