"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (265) от 23 сентября 2004 года

Союз, заключаемый на небесах

Елена НАЛИМОВА

Об особенностях таинства венчания, а также о влиянии на молодую семью процессов, происходящих в современном обществе, говорит настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев при Саратовском государственном университете отец Кирилл.

— Несмотря на то, что большое количество пар сейчас венчаются, бытует мнение, что лучше с таким ответственным шагом не торопиться, проверить свои чувства. Вы согласны с таким мнением?

— Подобный подход, на мой взгляд, не верен. Основная наша болезнь — это всеобщий страх. Люди боятся принимать ответственные решения, потому что страна дехристианизирована. Человек во главу угла ставит только самого себя. Апостол Иоанн пишет: "Совершенная любовь побеждает страх", но о какой совершенной любви может идти речь, если люди идут в загс, но венчаться боятся, потому что допускают, что могут развестись. Ведь когда человек идет в загс, он уже должен быть уверен в том, что его выбор — на всю жизнь. Именно с таким желанием нужно идти и в церковь, чтобы получить к своим, человеческим силам еще и божественную помощь и благодать. Брак — это не "вздохи на скамейке", это множество проблем, с которыми сталкивается молодежь в современных реалиях российского общества. Божественная благодать, которая сходит на людей во время венчания, еще более укрепляет такие союзы, которые, действительно, совершаются не только на земле, но и на небесах. В таких семьях любовь с годами не ослабевает, а приобретает все новые и новые оттенки. Сейчас многие приходящие венчаться не отдают себе отчета в том, что это такое, венчание превратилось в моду, но эта мода — хорошая.

— Но ведь расторгнуть брак, благословленный церковью, намного сложнее, чем обычную государственную регистрацию "гражданского состояния". Вы предупреждаете молодых об этом?

— Церковного развода вообще не существует, потому что все церковные таинства имеют необратимый характер. Тем не менее, если брак распадается, то это факт, который понятен церкви и, безусловно, понятен Богу, который видит все и вся. Существует несколько причин, на основании которых участники распавшегося брака могут вступить в новый брак. Это супружеская измена, сумасшествие одного из супругов, неспособность к деторождению, если она была скрыта одним из супругов до брака. Сейчас появился ряд новых причин — это заболевание СПИДом, проказой, сифилисом, противоестественные пороки одного из супругов, наркомания, совершение женой аборта без согласия мужа, длительное безвестное отсутствие одного из супругов — все это изложено в социальной концепции Русской Православной Церкви. Если брак распался, можно обратиться в епархиальное управление на имя правящего архиерея с соответствующим заявлением и просьбой о разрешении повторного брака. Если разрешение выдается, возможно повторное венчание.

— Не секрет, что в молодости человек подвержен всплескам эмоций, принимаются скоропалительные решения, о которых потом можно пожалеть. Может, стоит опять вернуться к традициям, когда пару своему сыну или дочери подбирали родители? Например, в мусульманской среде эта традиция сейчас возрождается.

— Здесь нужно судить по результатам. Дело-то, в общем, неплохое, но в первую очередь сами родители должны быть умными — а где их взять? А второе — проблема нравственно дезориентированного общества. Общество деградирует. Хорошо, если за молодых выбор сделают родители, но ведь институт семьи разрушен, родители не пользуются авторитетом у детей, преемственность поколений прервана. Возможно, у мусульман институт семьи больше сохранился.

— Как относится православная церковь к межконфессиональным бракам?

— По каноническим правилам Русской Православной Церкви, православные могут венчаться с неправославными христианами, а именно: с католиками, протестантами и лютеранами. Такие браки венчаются в православной церкви с условием воспитания детей в православии. Браки с некрещеными людьми, с мусульманами, иудеями и буддистами не венчаются и не благословляются. Тем не менее, если подобные браки заключаются в загсе, они признаются церковью законными, то есть христианин, который живет в таком браке, не считается живущим во грехе.

— Христианский брак — это в первую очередь разум или чувства?

— В первую очередь это союз любви. На венчании, когда читается послание апостола Павла, сравнивается союз мужа и жены с союзом церкви и Христа. Жена должна быть послушна своему мужу, как церковь послушна Христу. А мужу он говорит: "Люби жену свою, как Христос возлюбил церковь, и себя не пожалей за нее". Муж должен постоянно воспитывать в себе такую силу любви (а ее нужно именно воспитывать), потому что это прямое отражение духовной силы. И мужчина в нормальном браке должен быть ведущим, любая женщина хочет иметь мужа, на которого можно положиться. Еще одна беда наших браков в том, что мужчины порой настолько внутренне разрушены, что главой семьи становится женщина, хотя сама этим внутренне тяготится. Такие семьи буксуют. Любовь мужчины — это в какой-то мере самопожертвование, а любовь женщины выражается в полном доверии мужу. Такой брак действительно перспективен.

— Сейчас случаются массовые венчания, когда одновременно в церкви венчаются несколько пар. Многих это отталкивает. Не все знают, что к венчанию нужно готовиться — поститься, исповедоваться. Говорят, что сейчас это не обязательно, достаточно просто прийти и оплатить венчание.

— Вы войдите в положение таких популярных у молодежи соборов, как Духосошественский храм. Накануне пятницы к настоятелю обращается по пять пар с просьбой обвенчать их. Что делать? Либо сказать — мне все равно, что у вас в этот день регистрация в загсе, приходите через неделю, начните поститься, а уже потом я вас обвенчаю. К следующей пятнице придет еще пять пар, потом еще. Что делать? Или просто выгонять людей из церкви, или принимать ситуацию такой, какая она есть. Выход здесь может быть только один: не надо венчаться в популярных соборах. Есть очень много маленьких церквей, где совершается одно венчание в полгода. Недавно открылся храм Святых Царственных Страстотерпцев в университете, настоятелем которого я являюсь. Пожалуйста, приходите, поговорим, я все объясню, расскажу, дам христианскую литературу о браке. Существует мода на некоторые соборы, и отказать людям мы не можем, потому что венчание все-таки должно быть приурочено к загсу, к свадебному пиру, и в первую брачную ночь молодожены должны быть венчанными супругами. Желательно прийти заранее, посоветоваться со священником, попоститься три дня, вместе прийти на исповедь. И уже в чистоте приступать к таинству венчания, чтобы войти в новую жизнь в новом духовном состоянии.

— Почему православная церковь в качестве обязательного условия венчания требует свидетельство о браке, выданное загсом?

— До революции загс был частью церкви. Церковь не была отделена от государства и имела государственную функцию — регистрировала акты гражданского состояния. Теперь официальным оформлением брачного состояния занимается загс, а церковь сосредоточена на духовном — благословении и ниспослании божественной благодати на брачующихся. Но чтобы исключить такие явления, как многоженство, близкое родство, мы опираемся на документы загса.

— В западных фильмах часто показывают, как венчание происходит на лужайке перед домом, на яхте или даже под водой — для тех, кто хочет обставить свадьбу необычно. Возможно ли такое в православии?

— Так обставляют венчание всевозможные американские секты, так называемые традиционные протестанты — адвентисты, баптисты. Они только внешне копируют облачение и поведение католических священников. По церковным канонам (и этому следуют и католики и православные), таинство брака должно всегда совершаться в храме. Потому что венчание исторически проистекает из чина литургии. Во времена советской власти в виде исключения венчание, так же, как и крещение, совершалось на дому, чтобы сохранить это в тайне. Сейчас и крестят и венчают только в храме. Исключение делается только в особых случаях, например, для инвалидов. Я против того, чтобы церковь заигрывала с людьми, нарушая вековые традиции.

— Говорят, что белое платье допустимо, только если невеста невинна, есть ли какие-то ограничения, касающиеся одежды венчающихся?

— Жених и невеста, конечно же, должны выглядеть так, как и полагается в этом случае — невеста в белом платье с фатой, жених в красивом костюме. Но если у кого-то нет таких одежд, мы обвенчаем и в джинсах. Все, что касается одежды, не имеет богословского обоснования и не более чем традиция. Но традиции — это то, что удерживает общество на границе всеобщей глобализации, превращающей нас в потребителей гамбургеров. Мы должны держаться за традиции, если хотим сохранить себя и страну.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22092004181603&oldnumber=265