"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (264) от 16 сентября 2004 года

Почти законно

Подводные камни кредитного сервиса

Сергей НИКОЛАЕВ

Прежде чем подписать хоть один документ при получении кредита, следует внимательно прочитать весь пакет бумаг. Иначе не избежать крупных неприятностей...

В последние пару лет в Саратове получила широкое распространение ранее редкая услуга — продажа товаров в кредит. Рекламные объявления обещают оформление кредита в течение часа. В кредит можно приобрести не только телевизор, но и автомобиль. Правда, покупателям приходится сталкиваться с некоторыми сложностями, о которых рекламные объявления умалчивают.

Супругов Бадиковых, решивших приобрести в кредит автомобиль ВАЗ, привлекло рекламное объявление автоцентра "Сокол", расположенного на Усть-Курдюмской трассе недалеко от КП ГАИ. Как гласило объявление, автоцентр является "официальным дилером АО "АвтоВАЗ", а кредиты на покупку автомобиля оформляются в течение часа без справки о доходах. Кроме того, объявление обещало сервисное обслуживание и установку дополнительного оборудования. Причем установку обещали сделать бесплатно. О том, что согласие покупателя на установку дополнительного оборудования не требуется, супруги узнали несколько позже.

Бадиковы выбрали автомобиль ВАЗ-21140. Кредит было решено оформить на Наталью Бадикову, так как Юрий формально числился неработающим пенсионером. По условиям предоставления кредита автомобиль подлежал обязательному страхованию. Поэтому в автоцентре работают представители банка "О.В.К." и страховой компании "Согласие". Кстати, сам автоцентр не является ни юридическим лицом, ни дилером "АвтоВАЗа". Под вывеской автоцентра действуют две фирмы: "Инвест-Авто" и "Авто Люкс".

Сотрудники автоцентра работают совместно с представителями банка и страховой компании настолько слаженно, что даже небольшие сбои в их работе кажутся запланированными. А сбой произошел с самого начала. Хотя в рекламе и указано, что кредит оформляется за один час, Бадиковым было заявлено, что придется ждать два часа для того, чтобы в банке проверили паспортные данные и место работы. В результате через два часа им заявили, что в банке не успели осуществить проверку и придется подождать еще часа полтора. На самом деле проверка подлинности паспорта занимает не больше часа, а чтобы изучить личность получателя кредита, необходимо потратить не один день. Вообще задержка не заслуживала бы внимания, если бы ни последующие обстоятельства оформления документов. После трех с половиной часов ожидания внимание покупателей притупилось. Кроме того, их бдительность была усыплена "подарком" автоцентра. Один из сотрудников вручил супругам Бадиковым набор автомобилиста "Ралли", заявив, что это подарок фирмы. Набор включает в себя аптечку, огнетушитель и буксировочный трос, помещенные в пластиковый портфель.

Когда же дело дошло до подписания документов, то Бадиковых ждал неприятный сюрприз. Оказалось, что цена передаваемого им автомобиля на 20 тысяч больше базовой цены ВАЗ-21140. То есть стоимость этой модели в автоцентре составляет 195 тысяч рублей, но с учетом дополнительного оборудования цена возросла до 215 тысяч. При этом на подпись сначала давался акт приема-передачи автомобиля, где цена не была указана, а потом договор купли-продажи. Цена увеличилась за счет установки дополнительного оборудования и выполненных работ. Покупателям было заявлено, что установка части дополнительного оборудования является требованием страховщика. Например, автосигнализация, замок на руль и защита поддона. Наличие остального оборудования, которое невозможно объяснить требованиями страховщика (например, коврики и рамка под номерной знак), объяснялось специфической комплектацией данного автомобиля. Бадиковым объяснили, что машина приглянувшейся им модели в салоне только одна и им придется принять ее в имеющейся комплектации или вообще отказаться от покупки. Хотя согласно расходной накладной работы по установке выполнялись бесплатно, стоимость дополнительного оборудования оказалась такой, что, вздумай Бадиковы установить это оборудование по средним рыночным ценам, они бы сэкономили не менее сорока процентов от "дополнительных" 20 тысяч. В накладную был включен даже "подаренный" ранее набор "Ралли". Причем согласно этой накладной стоимость этого скромного набора составила 2900 рублей. Бадиковым сообщили, что они должны застраховать автомобиль в новой комплектации, причем страховка распространялась даже на коврики и рамку под номерной знак. Кроме того, им было заявлено, что для получения кредита необходимо заключить договор на все риски — "автокаско". В результате сумма страховых взносов составила 14600 рублей. Кредитная ставка хотя и составляет 18 процентов, реально она несколько больше, так как получателю кредита придется еще уплатить 4 тысячи за обслуживание счета.

Сомнения в законности сделки купли-продажи возникли у Юрия Бадикова, когда он попытался осуществить гарантийное обслуживание автомобиля, предусмотренное заводом-изготовителем. Согласно паспорту технического средства (ПТС), прежде чем попасть к "дилеру "АвтоВАЗа", автомобиль сменил четырех собственников. Причем продавцом, согласно договору купли-продажи, является "Инвест-Авто", а по ПТС — "Авто Люкс". Это обстоятельство послужило поводом для отказа в сервисном центре Бадикову в гарантийном обслуживании. Кроме того, в сервисном центре "АвтоВАЗа" Бадикову сообщили, что не знают дилеров с такими названиями.

Моя беседа с руководителями этих предприятий ясности не прибавила. Директор ООО "Авто-Люкс", представившийся Станиславом Леонидовичем, пояснил, что дилером является ООО "Инвест-Авто", но оно не имеет разрешения на оформление автомобилей. Поэтому продажей занимается "Авто Люкс". Директор "Инвест-Авто", сидевшая в одном кабинете с коллегой, представиться отказалась, сославшись на то, что ее фамилия есть в договоре купли-продажи. Согласно этому договору директора зовут М.В. Памарина. Однако в графе договора "подпись" стоит наклонная черта, указывающая на то, что от имени директора документ подписал кто-то другой. Выяснить личность этого человека мне не удалось. Оба директора хранили инкогнито своего ценного работника. А в том, что работник весьма ценный, сомневаться не приходится. Этот универсал подписал не только договор купли-продажи от имени "Инвест-Авто", но и акт приема-передачи, а также ПТС от имени "Авто Люкса" о приеме автомобиля от "Инвест-Авто" и о передаче его Бадиковой.

Более детальное изучение правил страхования и требований кредитора выявило картину несколько иную, чем представляли Бадиковым при покупке в автоцентре. В компании "Согласие" пояснили, что для получения кредита достаточно застраховать автомобиль по базовой стоимости, причем только от ущерба, а не по программе "автокаско". С Бадиковой заключили новый договор страхования на сумму 8600 рублей, то есть на шесть тысяч меньше первоначальной суммы. По-видимому, особый взгляд на страхование имущества агенту, работающему в автоцентре, придает система премиальных, зависящая от суммы привлеченных страховых взносов.

Точку зрения банковских служащих и руководителей автоцентра об обязательном кредитовании дополнительного оборудования Бадиковым придется выяснять в Волжском районном суде. По мнению юристов, они имеют большие шансы на то, чтобы сделка купли-продажи была признана недействительной. И все-таки, чтобы не оказаться в подобной ситуации, потенциальным клиентам автосалонов следует внимательно изучить весь пакет предлагаемых документов, прежде чем подписать хоть один.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15092004184849&oldnumber=264