"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (263) от 9 сентября 2004 года

Министр заставит мэра работать

Вскоре суды будут завалены исками о незаконном строительстве

Записал Александр КРУТОВ

Новым министром строительства и ЖКХ правительства Саратовской области стал Николай ОЛЬХОВ, в прошлом заместитель мэра Саратова по строительству. В апреле нынешнего года Ольхов ушел в отставку в знак протеста против политики "градостроительного беспредела". Сегодня Николай Ольхов впервые в должности министра решил дать интервью "Богатею".

— Не могли бы вы рассказать о своих первых шагах в должности министра? Как на самом деле обстоят дела по подготовке Саратова к зиме?

— Та политика, что проводится в муниципальных образованиях, направлена не на улучшение, а на стагнацию. Подготовка коммунальных систем в Саратове ведется недостаточно эффективно. Многие объекты теплоснабжения приводятся в работоспособное состояние в последние дни и в режиме аврала. При этом по области нельзя не отметить и определенную положительную динамику по сравнению с прошлыми годами. Что касается Саратова, то здесь для исправления ситуации потребовалось вмешательство министерства. Прежде всего речь идет о 172 муниципальных котельных, которые почти все лето оставались бесхозными и не готовились к отопительному сезону. До 15 августа не был решен вопрос с организацией-арендатором, которая взялась бы эксплуатировать эти котельные зимой. Соответственно, все лето ремонтом оборудования этих котельных практически никто не занимался. На некоторых из этих объектов неотремонтированные и незамененные котлы стояли прямо на улице.

— Как же получилось, что эти котельные оказались бесхозными?

— Ранее, еще когда я работал в мэрии, эти котельные были переданы газо-энергетической компании в аренду сроком на 11 месяцев. Однако затем между арендатором и руководством мэрии возник спор из-за ряда неразрешенных финансовых вопросов, и договор не стали продлевать. (Кстати, в последнее время наметилась тенденция, когда руководство Саратова пытается "перебросить" свои нерешенные финансовые проблемы на правительство области. Я считаю, что это неправильно.) После давления со стороны правительства области было принято решение о передаче этих котельных в ведение АО "Саратовские коммунальные системы". К сожалению, времени до начала отопительного сезона осталось очень мало, а объем работ, которые необходимо выполнить, — колоссальный. Поэтому я не уверен, что эти котельные будут пущены в срок. И ответственность за такую ситуацию целиком лежит на руководстве муниципального образования. Я думаю, что основная ответственность лежит на мэре и он не должен перекладывать ее на глав районов. Об этом я откровенно сказал Юрию Николаевичу. И нравится это мэру или не нравится, но как министр, отвечающий за данную сферу деятельности, я в первую очередь буду спрашивать с него.

— На носу отопительный сезон, а у многих саратовцев до сих пор нет горячей воды. Не могли бы вы прояснить сложившуюся ситуацию?

— Могу заверить читателей, что все те суммы, что были заложены на оплату горячего водоснабжения, область перечислила городу Саратову. То есть, по идее, никаких проблем с горячим водоснабжением у горожан не должно было возникнуть. Тем не менее по состоянию на 3 сентября, по данным нашего министерства, в Саратове без горячей воды остаются жители 912 многоквартирных домов из 3295, находящихся в муниципальном фонде. Стало быть, в целом по городу этой услуги лишены около 28 процентов горожан. Насколько удалось выяснить, у городских властей в их финансовых взаимоотношениях с энергетиками опять образовался "кассовый разрыв" в сумме порядка 200 млн. рублей. Я не исключаю, что деньги, направленные для обеспечения горожан горячей водой, пошли на ликвидацию этого "разрыва".

— Со времени вашей громкой отставки с поста заместителя мэра прошло 5 месяцев. Думаю, срок вполне достаточный, чтобы объективно оценить как итоги своей работы, так и ситуацию в строительном комплексе Саратова и области.

— На мой взгляд, сложившаяся в настоящее время ситуация в строительном комплексе не устраивает никого: ни жителей, ни строителей, ни руководство области. Губернатор поставил перед строителями довольно амбициозную задачу: добиться ежегодного ввода жилья из расчета 1 кв. метр на жителя области. То есть в целом по области должно сдаваться порядка 2,6 млн. квадратных метров. Очевидно, что для утроения объемов строительства потребуется как изменение законодательной базы, так и изменение "правил игры" на рынке строительства жилья. Исходя из опыта своей работы, начну с последнего. Когда в 2001 году я пришел на работу в мэрию Саратова, в городе отсутствовала какая-либо система строительства муниципального, недорогого жилья. Город не имел даже какого-либо "чрезвычайного" фонда, чтобы предложить что-либо жителям аварийных рухнувших домов. Эту проблему, на мой взгляд, можно было решать, если проводить муниципальное обременение тех земельных участков, что передавались мэрией под застройку строительным организациям. С этой целью необходимо разработать и утвердить положение, согласно которому земельные участки для строительных целей будут распределяться на конкурсной основе. Однако эта здравая и лежащая на поверхности мысль упирается в порочную практику, проводимую городским управлением землепользования. Однажды на интернет-конференции я высказался в том плане, что если бы муниципалитет сам реализовывал городские земельные участки по ценам фирм-перекупщиков, то смог бы дополнительно получить в городскую казну более миллиарда рублей. Мэр Аксененко обиделся и высказал мне неудовольствие по поводу этого высказывания. Руководителям строительных фирм хорошо известна цена земельного участка в Саратове у фирм-перекупщиков. В среднем она составляет порядка 100 тысяч долларов. И если в городе ежегодно под строительство распределяется около 400 земельных участков, то путем несложных арифметических действий вы и получаете требуемый миллиард.

Как правило, фирмы-перекупщики — это однодневки, зарегистрированные зачастую по фиктивному юридическому адресу на подставных лиц или лиц, не имеющих саратовской прописки. Многим в администрации Саратова памятна скандальная ситуация с фирмой-однодневкой "Волга-21", зарегистрированной по юридическому адресу мэрии. Еще до того, как были приняты решения о землеотводах для этой фирмы, я говорил мэру, что директор "Волги-21" (кстати, москвич) — аферист и с ним не стоит иметь никаких дел. Однако меня никто не послушал. А в итоге, чтобы как-то выпутаться из этой скандальной ситуации, пришлось впоследствии переделывать постановления мэра, дабы ограничить срок аренды восемью месяцами. Для исправления сложившейся ситуации с "левым землеотводом" я провел ревизию постановлений о предоставлении земельных участков в Саратове, в результате чего более 60 из них было отменено. Отмененные постановления в основном касались фирм-однодневок, которые не приступали к строительству на отведенной им земле.

Вторым важным направлением моей деятельности во время работы в мэрии была попытка наладить механизм строительства муниципального жилья. С этой целью было создано муниципальное предприятие "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация". Основными задачами этого предприятия являлись выбор площадок, подготовка технических условий и проектно-сметной документации и проведение переговоров с перспективными подрядчиками для строительства дешевого муниципального жилья. В результате у мэрии Саратова выстроились неплохие партнерские отношения с фирмой "Кронверк", обладающей собственным домостроительным комбинатом, и ЖБК-3. В результате впервые за много лет всего за один год и один месяц был сдан четырехподъездный многоэтажный дом, где город Саратов получил свои законные 20 квартир. И эта работа только разворачивалась. МУП "СГКСиК" обрело статус единого муниципального заказчика и по программам освоения муниципальных средств подобрал подрядчиков и отвело им под застройку 20 площадок. В частности, было освоено 44 млн. рублей, выделенных для строителства жилья для сотрудников ФСБ, построен первый "переселенческий" дом на ул. Миллеровской в Заводском районе. К сожалению, когда я уволился из мэрии, и это направление стало приходить в упадок. Во главе МУП "СГКСиК" был поставлен бывший управделами мэрии Зайцев, не являющийся строителем. В итоге прибыльное муниципальное предприятие имеет сегодня убытки, исчисляемые миллионами.

— Вы упомянули о сдаче первого "переселенческого" дома на Миллеровской. А как вообще обстоят дела с отселением из ветхого и аварийного жилья?

— Основной проблемой здесь являются финансовые диспропорции при распределении средств, поступающих по федеральной программе сноса ветхого и аварийного жилья, между городами Саратовской области. Для примера могу привести следующие цифры. В Саратове насчитывается 1млн.400 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья, в Балакове — 111 тыс. кв. метров и в Вольске — 44 тысячи. Однако в рамках вышеупомянутой федеральной программы Балакову и Вольску выделяется по 20 млн. рублей, а Саратову — всего 6 млн. рублей. Я выступал против такого несправедливого распределения, но здесь в дело вмешалась политика, и были даже привлечены депутаты областной думы. К сожалению, в этом диалоге я не услышал голоса мэра. Мне даже пришлось спросить у Юрия Николаевича, почему он так слабо и пассивно отстаивает интересы той части горожан, что не имеют своей крыши над головой.

— Сегодня серьезной проблемой для города являются незаконные стройки. Зачастую строительные фирмы не имеют соответствующих лицензий, постановлений о землеотводе, проектно-сметной документации. Однако незаконную стройку порой не могут остановить даже решения суда. Недавно по ЦТ прошли сюжеты, как после исков федерального Минприроды в Подмосковье должны быть снесены незаконно выстроенные коттеджи "новых русских". А вы как министр собираетесь предпринимать что-либо в этом плане?

— К сожалению, незаконное строительство зачастую провоцируется существующей несовершенной правовой базой. Процедура подготовки проекта и получения всех необходимых согласований в наших условиях затягивается на полтора-два года. Чтобы не ждать столь долго, многие строительные организации предпочитают начинать стройку без необходимой документации. При этом неминуемо возникающие проблемы с законом зачастую решаются с помощью высокопоставленных "покровителей" в чиновничьих и правоохранительных структурах.

Единственным законным способом остановить незаконную стройку по нашему законодательству является лишь суд. Еще работая в мэрии, однажды я на свой страх и риск снес незаконно выстроенный в районе Ильинской площади мини-маркет. За это на меня был наложен административный штраф в размере 600 рублей, который я выплатил из собственного кармана. Поэтому на должности министра я намерен активизировать борьбу с незаконными стройками, активизируя органы архитектурно-строительного надзора. Да и сами они намерены готовить и предоставлять материалы в прокуратуру и суды. Лично я прогнозирую, что в недалеком будущем суды будут завалены исками о незаконном строительстве.

— А как вы, с учетом вашего опыта работы в администрации Саратова, намерены выстраивать в дальнейшем свои отношения с мэром Аксененко?

— Сегодня у меня нет ни негативного отношения к мэру как к человеку, ни жажды мести или реванша. Моя задача — заставить мэра работать на интересы горожан.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8092004184503&oldnumber=263