"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (258) от 5 августа 2004 года

Жил-был мэр

(Окончание. Начало в №№ 13-18, 24, 25 и 27 за 2004 год)

Дмитрий НЕЛЮБОВ

Когда Юрий Аксененко в 2002 году начал заменять ключевые фигуры в администрации на послушные ему, он уже успел ощутить силу городской думы и серьезно задумался о том, как "построить" депутатов, чтобы они не были для него неудобными, не вмешивались во все его дела и не внедряли муниципальные акты, наносяшие ему прямой ущерб.

Для исполнения этого замысла Юрием Аксененко была воплощена в жизнь особая комбинация — делегирование из городской думы в областную тех народных избранников, которые играли в городе ненужную мэру музыку. К таким были отнесены Писной, Синичкин, Полещиков, Пожаров и Водяненко.

Схема комбинации была простая: на фоне проходивших выборов была развернута работа по разъяснению, что в облдуме нет хороших лоббистских сил от города и потому необходимо делегировать туда своих представителей. Что и было осуществлено. Произошло это в два этапа: сначала в облдуму прошли городские депутаты Писной, Полещиков и Пожаров, а потом — Синичкин и Водяненко. Таким образом, в течение нескольких месяцев городская дума была очищена от "нечисти", то есть от тех депутатов, кто или имел прямое отношение к областным структурам, или, по характеру своего бизнеса, не входил в контакт с городскими структурами. Именно такое положение вполне устраивало мэра, и он мог спокойно продолжать свою "деятельность".

Теперь о том, во что эта "деятельность" обходится сегодня налогоплательщику. В целом средняя цифра откатных дел — порядка 10 процентов. Но она варьируется. В образовании, например, нельзя взять напрямую, зато идет торг за хорошую должность: место директора школы — от 1 до 2 тысяч долларов, завуча — 500-800 долларов. Однако этот ресурс стал ограниченным, поскольку второй год финансирование идет из области. А вот в здравоохранении все отдано на откуп муниципалитету. Администрация два года подряд торпедировала решение о всеобщем медицинском страховании неработающего населения, чтобы каждый пенсионер и ребенок мог получить полис для оказания услуг. Хотя сам по себе переход на медицинское страхование был очень выгоден, поскольку этот проект проводился в рамках софинансирования из федерального бюджета. То есть к 50 процентам суммы, которую давал город, 50 процентов приходило прямым трансфертом из Федерации. Таким образом, если сейчас на здравоохранение кладется 600 млн. рублей, то можно планировать 400 и еще столько же получить. Конечно, контролировать муниципальные учреждения стало очень тяжело. Поэтому по здравоохранению "откатывается" не более 3-4% — в первую очередь при приобретении лекарственных препаратов и оборудования.

Сделать анализ того, как схема "откатов" работает в ЖКХ, — тяжелее. Однако уверенно можно сказать, что там цифра намного больше — до 10 процентов. Но самое лучшее место для "откатов", конечно, дорожное хозяйство. Разумеется, "высот империи Джлавяна здесь никто не достиг, но на разных этапах прохождения денег теряется до 20 процентов, то есть примерно 100-120 млн. рублей. И сегодня этот источник финансового благополучия саратовского "спрута" — основной. Никаких других схем теперь выдумывать не надо. Получается, что, с одной стороны, все прозрачно, а с другой — возможность увести деньги стало проще.

Вторая кормушка — взаиморасчет по кредиторской задолженности, которая, благодаря "умной" политике мэра и жизненным обстоятельствам, сегодня составляет около 2,5 млрд. рублей внутреннего долга. Торговля этими долгами — основной источник доходов. Родник этот — неиссякаемый, хватит еще лет на 10, так как расплачиваться-то все равно придется. Поэтому, с учетом "откатов" от прохождения муниципального заказа, получается 6-7 млн. долларов в год, то есть 5-7 процентов от бюджета. В целом изымание денег из бюджета стало цивилизованнее, грамотнее и в меньших размерах, чем раньше. Но прокуратуре в этих условиях делать в общем-то нечего. Это тот классический случай, когда все всё понимают, но сделать ничего не могут и ничего не смогут доказать.

Надо отдать должное Юрию Аксененко: он — великий мастер подковерных игр и махинаций с истинно крестьянской хваткой. Его способности находить правильный путь для сохранения своего положения, умело провести ротацию кадров, чтобы сохранить команду из преданных людей, могли бы позавидовать и в саратовском Белом доме. Потому теперь мэр не по зубам

ни прокуратуре, ни думе. То время, когда его можно было на многом зацепить, ушло в прошлое. Остались только следы, но по ним трудно добраться, чтобы сломать его.

С другой стороны, нельзя не признать того факта, что благодаря той же политике Юрия Аксененко сегодня аппетиты чиновников явно поумерились. Может быть, потому, что в какой-то момент он все взял на себя, стал полноправным идеологом того, что происходит в администрации — и плохого, и хорошего. Поэтому некоторые считают, что его замена на посту мэра, возможно, не очень-то и желательна. В целом работа администрации стала цивилизованней, по-западному. Есть даже мнение, что в городе происходит революция: ремонтируются дороги, вывозится мусор, 65 процентов граждан — с горячей водой (сидят без нее в основном те, кто не платит), понемногу решается ситуация с аварийным жильем: идет расселение. Пробуксовка происходит только потому, что этим не занимается вплотную сам мэр. Так что сдвиги есть, хотя проблем еще много: чуть подальше от центра дороги пребывают в ужасном состоянии, по-прежнему с наступлением сумерек город погружается в темноту, по всему городу не убранные с весны кучи мусора и срезанных веток. Но это — только видимая часть айсберга, а глубже — чиновничьи поборы, неисполняющиеся распоряжения мэра, проблемы коммуналки и т.д.

За 8 лет нахождения у власти Юрий Аксененко вместе с администрацией, городом, областью и страной прошел большой путь — в общем-то мало отличаясь методами своей деятельности от других чиновников, воспользовавшихся ситуацией и использовавших в полной мере свое положение для создания достойной среды обитания для себя и своих близких. Это был его "бизнес", который он создал своими руками, развил, а когда пришло время "собирать камни", вытащил его из состояния "первоначального накопления капитала" и перевел в новое русло — недоступное для тех, кто хотел бы ухватить его за живое или поиграть с ним в политику. Так совсем непубличный человек, многим кажущийся простым исполнителем чьей-то воли (разумеется, не губернатора), стал фантомом, мэром-загадкой, сотворившим самого себя. Чтобы изменить его, есть только одно средство — избавиться от него. Другого просто не дано.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4082004185753&oldnumber=258