"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (257) от 29 июля 2004 года

Жил-был мэр

(Продолжение. Начало в №№ 13–18, 24, 25 за 2004 год)

Дмитрий НЕЛЮБОВ

2002 год для Юрия Аксененко начался крайне тяжело, потому что после операции "Хард-банк" все, кто окончательно ошалел от цинизма коррумпированной саратовской власти, стали, где только было возможно, "прижимать" схемы увода мэрией денег. Вокруг Аксененко быстро стал образовываться некий ваккум, и ему срочно надо было сколачивать новую команду.

Так, заработало принятое городской думой Положение об отводе земельных участков, где был четко прописан контроль, и получить бюджетные деньги по принципу "я тебе бесплатно даю" стало невозможно. Депутаты стали спрашивать: вы за тот отвод что получили? а за этот что? И по продаже недвижимости подобные схемы исчезли, потому что после выяснения ситуации с Хард-банком дума сразу приняла изменение в Положение о муниципальных залогах, по которому объекты, подлежащие залогу, должны вписываться в бюджет, а отторжения этих объектов без согласия думы, как то случилось с Хард-банком, быть уже не могло.

Другая неприятность для мэра — отмена местных налогов. Теперь мэр с бюджетом по-старому работать уже не мог, так как область строго контролировала расход выделяемых городу средств. А дополнительных источников у мэра, кроме как получение средств за аренду помещений и за землю, больше не было. В итоге получалось, что ситуация, когда можно было, как раньше, бюджет искусственно увеличить, истратить по своему усмотрению, а потом покрыть лишние расходы за счет дополнительных источников, закончилась. Канула в Лету схема, по которой муниципалитет, самостоятельно формируя часть бюджета за счет местных налогов, мог сказать думе: мы соберем столько-то миллиардов рублей — и дума голосовала расходную часть.

Осложнило работу Аксененко и принятие Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, лишившее его возможности расходования бюджетных денег без думы, и теперь любой рубль, который был израсходован сверх установленных лимитов, должен был быть согласован с депутатами. Эта норма полностью парализовала возможность мэра превышать ассигнования по бюджету. Таким образом, и эта схема увеличения доходов для мэра больше не работала. А источники, связанные с базарами, начали плавно переходить в частные руки — прежде всего глав районов, которые делиться с мэром явно не спешили.

Итак, в обстановке, когда схемы, работавшие на благо мэра в 1996–2001 гг., приказали долго жить, перед Юрием Аксененко встал вопрос: как существовать дальше? И выход нашелся: был взят курс на "цивилизацию бюджетных откатов". То есть — если из бюджета вышел рубль, то 10 копеек должны попасть в чей-то карман.

Для реализации замысла Аксененко первым делом начал устранять препятствия, которые могли бы помешать претворению в жизнь этой идеи. Начал он с чистки кадров. Цель проста: нужно было взять тех людей, которые, будучи бюджетополучателями, могли так проводить расходы, чтобы какой-то навар оставался в кармане. В Саратове основные бюджетополучатели — это образование, медицина, ЖКХ, дорожное хозяйство и немного капстроительство. Поскольку старая команда мэра была не совсем ориентирована на работу в новых, откатных условиях, Аксененко начал жесткую чистку.

Первым делом он освободился от Анатолия Соколова, которого сначала, изменив структуру администрации, перевел из вице-мэров в первые заместители мэра, а потом создал все условия, чтобы Соколов ушел совсем. Правда, добровольно. Для мэра Соколов был врагом номер один: мало того что он все знал и все понимал, он, будучи вице-мэром, рулил городом, что называется, в два раза больше, чем мэр. По структуре, существовавшей до апреля 2002 года, у Аксененко был только один подчиненный — Соколов. Все остальные, включая глав районов, подчинялись Соколову. Такая структура управления городом для новой схемы управления денежными потоками мэру не подходила, и он решил изменить ее. Да и сама личность Соколова, проработавшего в администрации многие годы, вызывала напряг. Его уход — это возможность глубоко спрятать все концы.

Потом Аксененко избавился от председателя комитета по ЖКХ Александра Павлова, потому что финансовый поток ЖКХ — наиболее темный и туда надо было сажать человека, который был бы более мобилен и более сговорчив. А у Павлова с Аксененко к тому времени были определенные трения. На его место был посажен Куликов. Затем мэр освободился от председателя комитета по здравоохранению Еремина, вина которого была в том, что его ограниченные финансовые амбиции не позволяли предполагать в дальнейшем те миллионные откаты в прохождении денег на здравоохранение, которые идут сейчас. Все-таки здравоохранение Саратова — это 600–700 млн. рублей. При всей скудности бюджета, город почему-то покупает лекарства и другие необходимые медикам товары не самые дешевые, а если и берет подешевле, то качество товара не соответствует цене, заявленной на аналогичную продукцию от других фирм. Еремин на такие штучки не был способен. Для управления саратовским здравоохранением мэр пригласил главного врача энгельсского перинатального центра Александра Михайлова.

Следующим в очереди на выход был председатель комитета по благоустройству и дорожному строительству Александр Кузнецов, предпочитавший, как Еремин, жить по средствам. Потом вылетел председатель комитета по экономике Бунин, который жестко относился к тендерам. И наконец, последний источник, где можно было, создавая искусственно кредиторскую задолженность, получать деньги, — комитет по социальной политике. Вместо Михайлева туда был посажен Бунин. После его перехода в социальный комитет весь Саратов стал говорить, что для того, чтобы получить льготы и субсидии, надо отстегнуть до 20 процентов определенным структурам, которые осуществляют посредничество между комитетом по социальной политике, через который идут льготы и субсидии на сумму около 500 млн. рублей в год, и многочисленными ведомственными поставщиками.

Убрав эти ключевые фигуры, Юрий Аксененко обеспечил себе надежный тыл. Новая команда успешно стала проводить в жизнь идею мэра (начиная от тендеров и кончая работой с подрядчиками и с поставщиками), тем самым обеспечивая возврат средств.

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28072004180338&oldnumber=257