"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (256) от 15 июля 2004 года

Частная Жизнь

Мукаддас Бибарсов: “Я давно себе не принадлежу”

Беседовала Елена НАЛИМОВА

Имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас-хазрат БИБАРСОВ — фигура публичная и достаточно значимая в общественной жизни региона. Он привык к вниманию прессы, его называют лучшим мусульманским оратором России, он мастерски владеет аудиторией, будь то единоверцы или журналисты. Но я предложила Мукаддасу Аббасовичу поговорить на нестандартную для него тему — о личной жизни. Мы беседовали о детстве, о вкусах и привычках, а в заключение Бибарсов признался, что впервые раскрывает эту сторону своей жизни.

— Говорят, все мы родом из детства. Расскажите, где прошли ваши юные годы?

— Наша семья жила в селе Средняя Елюзань Пензенской области, нас было пятеро в семье, три брата и две сестры. В 1971 году мой отец закончил Бухарское медресе и был направлен имам-хатыбом в Уфимскую соборную мечеть. А когда мне исполнилось 11 лет, мы переехали в Уфу. Я вырос в религиозном окружении, в Уфе жил в гостинице при Духовном управлении мусульман европейской части России. Каждый день туда приезжали имамы со всех концов России, я рос среди них. Учился в обычной советской школе, причем татарские дети хуже относились к тому, что я соблюдал пост, молился, чем русские.

— Вы решили посвятить себя религии с самого раннего детства?

— Как раз нет, это решение пришло в самый последний момент, а в детстве я хотел стать политическим обозревателем. У меня до сих пор хранятся записи, конспекты, которые я вел, когда мне было 12 лет. Я анализировал, собирал информацию из газет, журналов, телевидения. Читал газету "За рубежом", где публиковалось много того, чего мы не видели в газетах "Правда" и "Известия". Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения — как произошло, так произошло.

— Какое место в распорядке вашего дня, недели, месяца занимает такое времяпрепровождение, которое принято называть частной жизнью?

— Вы знаете, у меня ее практически нет. Я думаю, но не могу вспомнить, когда позволял себе отвлечься. Обычно, когда ухожу из дома утром, размышляю над различными вопросами, вечером тоже. Дома возникают другие проблемы, которые нужно решать, получается та же работа, только иного рода, но я думаю, это плохой пример для других, это неправильно. Часто хочется побыть одному, чтобы отдохнуть полноценно, но у меня большая семья — шестеро детей — и оставаться одному очень сложно.

— Где же вы черпаете силы?

— Главного секрета, где я набираюсь сил, раскрывать не хочу, но обязательно совершаю намаз и в этом нахожу отдушину, много читаю. Порой в книге можно найти такие мысли, которые раскрывают твои проблемы. По-настоящему я отдыхаю тогда, когда неофициально хожу к кому-нибудь в гости. Года три назад я был приглашен на мусульманскую свадьбу, попросил, чтобы меня усадили за стол как обычного гостя. Сидел, разговаривал с соседом, кушал — вот это был настоящий праздник.

— Неотъемлемый атрибут семейной жизни — праздники, застолья. Как это происходит в вашей семье?

— Семейные праздники для меня тоже своего рода работа. К тому же не всегда получается собираться за одним столом. Я поздно прихожу с работы, в это время все уже откушали, разошлись. Большие семейные праздники удаются редко. А вот подарки я очень люблю дарить и получать. У мусульман это принято, я вырос в религиозной семье, в селе, где даже в дом к соседу нехорошо было заходить с пустыми руками. А сейчас, к стыду своему, я даже не знаю соседей. Из подарков люблю ручки, хорошие блокноты, раньше часами увлекался.

— Вас называют талантливым оратором. А в семейных отношениях приходится пользоваться этим даром?

— Да, особенно когда нужна жесткость в решении какого-то вопроса. Но сейчас к детям принято более мягкое обращение. В мое время все было иначе. Мне 44 года, но я до сих пор не могу спорить с отцом, противоречить ему.

Я уверен: чем строже воспитание, тем больше уважения к родителям. В мусульманской семье роль отца чрезвычайно важна. Мать можно любить, жалеть, но отец есть отец, это основа, фундамент, именно поэтому в исламе нет усыновления, удочерения. Ребенок — это сын отца, а не кого-то любого. Отношение к родителям в исламе доведено до святости. Но общение с родственниками и родственные чувства — не одно и то же. В нашей семье общение сведено к минимуму, но чувства никуда не исчезают, мы все равно чувствуем родство.

— Какое участие вы принимаете в жизни семьи, можно ли назвать вас настоящим хозяином?

— Я себя считаю хозяином, без меня ни один вопрос не решается, но физическая работа — что-то прибить, просверлить — это не для меня. Конечно, я этим не горжусь, просто мне легче решать вопросы, где задействованы десятки людей, чем забить гвоздь. Я благодарен тем, кто меня окружает и помогает в таких вопросах.

— А на кухне бываете, есть ли у вас фирменные, мужские блюда?

— Конечно, я готовлю очень вкусную картошку, по особенному рецепту — в казане. Сначала наливается масло, потом кладется чеснок, картошка, наливается вода и постоянно подбрасывается лук и чеснок. Когда вода выкипает, картошка превращается в пюре. Все, кто пробовал, говорили, что такого вкусного блюда никогда нигде не ели. Но это давно было, сейчас не хватает времени. Еще люблю плов, салму (татарская лапша), бешбармак, из мяса признаю только конину, она дает человеку энергию. Другого мяса не люблю, даже запах не выношу.

— Вы умеете отдыхать?

— Самый лучший отдых — когда я делаю то, что хочу, и никто меня не дергает, чтобы, когда я сплю, и никто меня не будил. Но я уже не помню, когда так было. Если выбирать, поехал бы отдыхать в Латинскую Америку, хотелось бы побывать там, где еще не был. Мне нравится путешествовать, смотреть мир, но и полежать, отдохнуть я тоже люблю.

— Отдыхать предпочитаете с семьей или один?

— Только один, ведь люди устают друг от друга. Я считаю, когда дети, муж, жена все время вместе — это ненормально и не соответствует природе человека. Если муж и жена видятся редко, это совсем другие отношения, ощущаешь больше почтения, смущаешься, стесняешься. Потом, когда ты отдыхаешь с семьей, это не отдых, а исполнение обязанностей главы семьи — везешь свою семью отдыхать.

— А в кругу друзей часто проводите время, бываете ли на таких чисто мужских мероприятиях, как рыбалка, охота?

— В кругу друзей я постоянно, с этим как раз перебор, но в последнее время все чаще хочется просто побыть одному. Люблю оружие, особенно огнестрельное, но охочусь только на банки и бутылки, мусульманин не может убивать живое существо ради забавы, только если в этом есть насущная необходимость, для пропитания семьи. В детстве я стрелял из лука, который сам смастерил, неплохо метал ножи.

— У вас есть хобби, увлечения?

— Читать — самое любимое, еще — коллекционировать ручки. Увлекаюсь моделированием, вот недавно собрал модель подводной лодки "Курск". Фотографировать люблю, интересуюсь техническими новинками, например, такими, как ваш цифровой диктофон. Еще я страстный любитель бань, парюсь до потери сознания.

— Что для вас деньги?

— Я считаю себя идейным человеком, для меня главное — идея, а деньги — только для того, чтобы осуществлять задуманное. У меня нет таких денег, чтоб я их без разбора тратил, поэтому, честно говоря, я их боюсь, не умею рассчитывать, могу потратить на всякие безделушки. Запасов никогда не делал и не делаю, я общественный человек, мне помогают, а зарабатывать — это другое, это не мой стиль.

— Где легче решать возникающие вопросы: в мечети среди верующих или в семье?

— Нельзя сравнивать. Мечеть — это еще и служение людям, а семья — это твоя частица. Мне кажется, что в семье я держу ситуацию под контролем, но от неприятностей никто не застрахован, поэтому я всегда прошу Всевышнего, чтобы мои дети выросли достойными людьми. Моей старшей дочери — 21, младшему сыну — 2,5 года, старшему — 3,5 года, младшим дочерям — 16, 9 и 5,5. Проблемы всегда есть, и они не всегда зависят от нас.

— Старшие дети уже выбрали себе профессию?

— Да, старшая моя дочь Нурия учится на заочном факультете экономического университета и работает бухгалтером. Младшая, Зулейха, идет сейчас в 11-й класс.

Я считаю, большая проблема состоит в том, что дети сами выбирают свою будущую профессию, этот вопрос должны решать родители. И это не диктат, а норма. Ну что может знать о себе и о жизни человек, который только что закончил десять классов? Разве можно себе представить, что он хорошо ориентируется в жизни? Он смотрит на мир через розовые очки. Отсюда и ошибки, поэтому и разводятся на следующий день после свадьбы.

— Ваша дочь учится на заочном отделении, это достаточно необычно для девушки из обеспеченной семьи…

— Я предлагал ей учиться на дневном, но она сразу устроилась на работу, и я согласился, не стал настаивать. В сегодняшней ситуации лучше, если человек будет одновременно учиться и работать, набираясь опыта в будущей специальности. Многие заканчивают институты "сырыми" (это очень верное выражение), не имея представления о реальности. Психологически человек, имеющий в кармане диплом, ощущает себя состоявшейся личностью, профессионалом, а практически у него нет никаких навыков, его научили быть только учеником. Здесь возникают многие проблемы. Я бы советовал сначала поступать на дневное отделение, а на третьем-четвертом курсе переводиться на заочное и параллельно работать.

— В выборе профессий для детей вы исходите из целесообразности или учитываете их способности?

— Нет, выгода здесь ни при чем, главное — какими бы я хотел их видеть, ну и, конечно, учитываю наклонности. Я хочу, чтобы мои дети были грамотными, чтобы у них был широкий кругозор, а с профессией они потом сами определятся. Если они будут эрудированными, работоспособными, не важно, где они будут работать. Грамотный человек всегда будет востребован. Второй дочери я сказал, что она пойдет учиться на исторический факультет СГУ, чтобы получила классическое университетское образование. Университет — это хорошие традиции, а история дает человеку возможность понять настоящее. Нам только кажется, что мы живем сегодняшней жизнью, вся мудрость в событиях прошлого.

— А к кому из родителей ваши дети приходят с проблемами, поговорить по душам?

— Наверное, к матери, не ко мне. Я строгий отец.

— У вас две жены. А дружат ли дети между собой?

— А как же? Ведь все они — мои дети.

— Вы допускаете, что ваши дети могут избрать другую религию?

— Согласно исламскому вероучению, абсолютно каждый ребенок рождается мусульманином, в какой бы семье он ни родился. И уже потом они становятся представителями каких-то конфессий, но мусульманская семья обязана воспитывать своего ребенка в духе ислама. Я всегда прошу Всевышнего, чтобы мои дети были достойными мусульманами.

— Опишите ваш идеал мужчины-мусульманина.

— Во-первых, характер, чтобы жена чувствовала, что он мужчина, чтобы в каких-то моментах боялась мужа. И это не жестокость, а закономерность. Если человек не боится, значит, не уважает. Что значит не бояться? Значит, если жена может сделать то, что не понравится ее мужу, и будет знать, что за это ей ничего не будет, то она сделает шаг вниз, потом еще и еще. Я говорю не о физическом наказании, есть нечто более серьезное, чем просто удар. Во-вторых, женщина должна ощущать, что при необходимости мужчина, муж, может ее защитить. Вот две главные черты, которые должны отличать мужчину. А в целом это, конечно, человечность, мы все люди, и жить нужно по-людски, но семья — это основа всего. Женщина должна быть женщиной, а мужчина — мужчиной. Если мужчина опускается до уровня женщины, а женщина берет на себя мужскую роль, это конец.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14072004185239&oldnumber=256