"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (255) от 8 июля 2004 г.

Судьбы

Цирк — жестокий мир

Елена НАЛИМОВА

Гвоздь программы "Континенталь", участники которой выступают сейчас в саратовском цирке, — аттракцион "Пять континентов" — ломает многие стереотипы. Это не дрессура в классическом ее понимании и не обычный цирковой аттракцион, построенный на трюках, скорее он представляет собой синтез театрализованного представления, хореографического этюда и шоу с участием экзотических животных. Создатель и руководитель аттракциона заслуженный артист Республики Грузия Гия ЭРАДЗЕ тоже в стереотипы не вписывается, он не родился "в опилках", как принято говорить о детях цирковых артистов. Он новый человек в цирке, сделавший свою судьбу сам. Эрадзе всего 25, но он уже состоявшаяся звезда со своим стилем и принципами, не всегда вписывающимися в традиции классического династийного цирка.

— Гия, ваши родители, насколько мне известно, не прочили вам циркового будущего. Как вы попали в этот мир?

— Цирк был моей мечтой с самого раннего детства, но для родителей это был шок. Мой папа — известный в Тбилиси бизнесмен, в то время он был директором центрального рынка, мама — педагог, очень интеллигентная женщина, не представлявшая, что ее сын может пойти работать в цирк. Я пошел в конную школу с тем умыслом, что ипподром может стать трамплином в цирковое будущее. Вскоре судьба подарила мне счастливый случай. Когда мне было 11 лет, я зашел на цирковой двор, посмотреть, как выгуливают лошадей. И ко мне подошла хромая женщина в очках, это была известная наездница, народная артистка Грузии. Я, не зная, что сказать, выпалил: "А я умею чистить лошадей". Она говорит: "Ну, покажи, как ты умеешь их чистить". А для меня попасть в цирковую конюшню было мечтой, я был готов съесть щетку, которую мне дали, и лошадь почистил так тщательно, как только смог. После этого мне позволили приходить еще. Вместо школы я прибегал в цирк, убирал навоз, чистил лошадей, и долгое время об этом никто не знал. Вычислила меня бабушка, по запаху от одежды. Ей я во всем признался, потому что очень любил, и она не выдавала меня родителям еще целых восемь месяцев. Но настал момент, когда все открылось. На первые гастроли в Ереван я уехал, убежав из дома. Вслед за мной приехал разгневанный папа, и после нелицеприятного разговора с директором коллектива меня сопроводили домой и приставили настоящую охрану. Отец был готов на все, лишь бы отлучить меня от цирка, но когда надзор немного ослаб, я снова сбежал, и папа понял: с этим ничего поделать нельзя. Он сказал мне: "Выбирай: или в твоей жизни будет все, но не будет цирка, или будет цирк, но не будет ничего". Естественно, я выбрал цирк — деньги меня абсолютно не интересовали. Первый раз я вышел на арену в параде-алле, который открывает и закрывает любое представление. Когда я узнал, что за это счастье еще и зарплата положена, был очень удивлен.

— "Пять континентов" — высокобюджетный аттракцион, в него вложены средства ваших родителей?

— Нет, ни копейки. Больше того, родители лишь приблизительно знают о моем творчестве, даже не знают, с какими животными я работаю. Мама была один раз на представлении, папа — ни разу, он до сих пор не может мне простить, что я не оправдал его ожиданий. В сентябре я буду делать грандиозный спектакль в тбилисском цирке, и есть вероятность, что впервые за 15 лет придут мои родители, для меня это волнующий момент.

— Как вас приняла цирковая семья?

— Я считаю, что ее нет, и я ненавижу это словосочетание всем сердцем. Пусть никто не говорит о ее существовании, о том, что все такие дружные, все счастливы и болеют друг за друга. Есть люди, которые подпиливают друг другу тросы, откручивают гайки на реквизите, люди, которые травят друг другу животных. Пусть меня осудит кто угодно, но я скажу: многих цирковых артистов толкает на это зависть. Недавно в Киеве у меня отравили четырех русских борзых. Цирк — очень жестокий мир, и многие артисты бросают арену именно по этой причине. Когда я начинаю работать в каком-то коллективе, для меня очень важно, кто работает в первом отделении, какая психологическая атмосфера складывается. Могу потребовать от импресарио, чтобы он кого-то убрал, но бывает, что программа подбирает артистов по пути, в цирках и с бору по сосенке собирается какой-то коллектив. Возникают скандалы, склоки, ссоры из-за номеров в гостиницах, из-за оплаты. В такой атмосфере работать очень сложно. В будущем я планирую создать собственный цирковой коллектив, собственную программу и постараюсь создать команду единомышленников.

— А как был создан аттракцион "Пять континентов" и что ему предшествовало?

— Самым первым моим номером в цирке был "Полет и голуби", с ним я выступал на арене тбилисского цирка, когда мне было 11 лет. Мы с партнершей танцевали вальс, голуби окутывали нас ленточками, все было очень романтично и красиво. Элементы этого номера я использовал в "Пяти континентах" в отрезке под названием “XIX век”. Потом был номер с хищными птицами, аттракцион "Жизнь фауны", там уже участвовала группа животных, участвовали ассистентки, аттракцион уже более напоминал шоу, но все же это были довольно средние периферийные номера. Первый настоящий аттракцион я создавал при участии известнейшего эстрадного продюсера Гордиенко, возившего Пескова, группу "На-на", Моисеева, Леонтьева. Когда Гордиенко перестал заниматься эстрадным направлением, он взял цирковой спектакль. Я очень благодарен Гордиенко, он вложил начальный капитал в создание нового аттракциона, но сейчас все долги уже отданы, все затраты окупились. Сегодня это только мой спектакль. С аттракционом "Пять континентов" я впервые по-настоящему поднял голову и могу сказать — это мое, я это сделал. Все костюмы и декорации в аттракционе сделаны по моим эскизам. Постановка тоже моя, авторская. Я никогда не допускаю в спектакль то, что мне не близко. Могу, конечно, выслушать именитых режиссеров, но все равно сделаю по-своему, потому что если я не живу спектаклем, то не смогу в нем работать.

— Интересные костюмы в аттракционе не только на вас, но и на всех артистах выходящих на арену…

— Костюмы для меня — самая больная и актуальная тема, я фанат этого дела. Костюмерша часто бывает в шоке от моих задумок. Я создаю образ для каждого артиста балета, все детали костюма должны быть доработаны, но и требую от своих артистов, чтобы они следили за состоянием костюмов, в которых выходят на арену. И, конечно же, артисты должны следить за собой. Мы всегда возим с собой солярий, все девочки-танцовщицы регулярно загорают, зритель не должен видеть бледных тел.

— В вашем аттракционе-шоу задействована целая команда — артисты балета, дрессировщики, ассистенты. Что сложнее: управляться с животными или руководить таким коллективом?

— Все артисты, участвующие в аттракционе, — мои равноправные партнеры. Я сколько угодно могу менять ассистентов, работающих с животными, и часто приходится это делать, потому что, к сожалению, среди них очень распространено пьянство, но партнер по номеру для меня очень важен. В то же время это большая проблема, молодые артистки, по 18 — 20 лет, уходят очень часто — выходят замуж или просто устают от кочевой жизни. Для многих это развлечение, романтика, не более. Нынешняя моя партнерша, солистка балета Татьяна Широкова, ездит со мной уже пятый год.

— Жанр дрессуры всегда связан с некоторой жесткостью. Вы жесткий человек?

— В нашем спектакле животные не выполняют сумасшедших трюков: не прыгают на одной лапе, не делают тройные сальто-мортале. Вы этого не увидите, потому что я не пытаюсь заставить животных делать то, что они делать не хотят, теми методами, о которых говорите вы. Известно, что Гринпис протестует против использования животных в цирке, но главный режиссер большого московского цирка, когда пришла на мой спектакль, сказала: "Гия, это именно тот спектакль, который сегодня могут принять за рубежом". В моем спектакле жестокости нет, придраться не к чему, все завязано на образе, который создан с помощью декораций, костюмов и музыки. Вот, например, белый пони из фрагмента спектакля "XIX век", он делает три простейших трюка. И этот мини-спектакль зритель встречает "на ура". Что нравится зрителю: как пони сделал пируэт? Нет, им нравится, как я это подал — старинная музыка, горят свечи, белоснежные костюмы, сыплется снег, перья, султанчики, девочка и мальчик танцуют вальс с лошадкой. Мы можем убрать костюмы, декорации, потушить свет, я выйду под веселую цирковую музыку в классическом костюме дрессировщика, и пони сделает те же трюки — эффект будет совсем другой. Я создаю в первую очередь зрелище. Это оригинальная идея, которую мне помог осуществить настоящий корифей эстрадного шоу. Аналогов такого спектакля, объединяющего дрессуру, костюмированное шоу и балет, в российском цирке нет. И этот аттракцион сегодня — только 50 процентов того, что я хотел бы сделать в ближайшем будущем, у меня масса задумок, куча животных, которые стоят в конюшне и не задействованы, множество зоопарков, с которыми у меня есть договоренность на покупку новых видов животных.

— Как вам удалось установить контакт с зоопарками? Ведь многие цирковые артисты говорят о том, что взять новое животное бывает крайне сложно и стоит немалых денег.

— Я постоянно приобретаю животных в ростовском, одесском зоопарках, поддерживаю хорошие отношения с директорами. Сложности возникают у тех артистов, которые берут так называемых государственных животных, за счет государства, у тех, кто не хочет потратить копеечку из своего кармана. Это артисты старого цирка и старых устоев, они работают по принципу: мы напишем в Москву, и "главк" нам все достанет. Им нужно все делать официально, получать разрешение — можно или нельзя. То же с костюмами: я вижу красивую ткань и покупаю ее, а государственный артист не может так сделать, он должен писать заявление: "прошу, в связи с тем, что у меня потрепался костюм, пошить мне новый", потом он получит ответ, либо "купим, но когда будет такая возможность" либо "ваш костюм еще в нормальном состоянии и подлежит ремонту". Я знаю цирковую артистку, заслуженную и именитую, которая выступает в одном платье много-много лет, потому что государство ей не купило нового. В таком отношении к работе — основное отличие государственных цирковых артистов и свободных художников, к которым я себя отношу.

— Много сейчас в цирке таких свободных художников, как вы?

— Очень много. Но я могу смело заявить: свободных художников много, но таких фанатов, как я, мало, а с таким огромным и дорогим аттракционом — нет вообще.

— У вас довольно открытые, порой резкие суждения о современном цирке. Не возникает проблем с цирковым сообществом?

— У меня частный аттракцион, я свободный художник, гражданин Грузии, отношусь к министерству культуры Грузии, моя трудовая книжка находится там. Все в аттракционе "Пять континентов", от режиссуры и костюмов до животных и реквизита, — мое личное. У меня есть свои принципы в работе, которыми я не собираюсь поступаться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7072004173013&oldnumber=255