"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (253) от 24 июня 2004 года

Загляни В Себя

Гиперсексуальность — сестра верности

Сексуальные отношения родителей помогают развитию детей

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Зададим себе вопрос, на первый взгляд, нелепый: зачем люди ведут сексуальную жизнь? Большинство людей наверняка ответят, что это — для продолжения рода, воспроизводства самих себя в детях. Ответ этот можно сформулировать и так: половое поведение человека — это вид поведения, унаследованный нами от наших животных предков, и это поведение имеет своей целью размножение. Ответивший так будет, конечно же, прав. Однако таким путем не выяснить, почему ведут половую жизнь и те, кто совершенно не собирается размножаться — не хотят либо уже не могут сделать так, чтобы их половое общение окончилось появлением на свет еще одного человека.

Значит, не только для этого. Для чего же еще?

Да просто для удовлетворения сексуальной потребности, генетически заложенной в любом из нас!

И этот ответ будет, безусловно, таким же верным. Но откуда появилась такая явная избыточность в этой потребности по сравнению с необходимым для простого воспроизведения себе подобных? Биологи знают, что способность женщины вести половую жизнь непрерывно с момента созревания — абсолютно уникальная особенность вида Homo Sapiens. Не меньшая, чем человеческая речь и использование огня. Женщина, в отличие от ее животных "прародительниц", способна к сексуальному контакту не только в течение всего месячного цикла, но и во время беременности, и в период кормления грудью. Биологи называют такое свойство гиперсексуальностью.

Однако если эта особенность — "чисто" человеческая, стало быть, она и возникла, и формировалась вместе с формированием человека. И даже помогала ему формироваться.

С точки зрения сексуальности, человек как вид оказывается в довольно неоднозначном положении. Являясь приматом (более политкорректный термин, нежели вульгарная "обезьяна"), человек влеком в одном направлении, являясь плотоядным животным — в другом, а являясь существом цивилизованным — он тянется к третьему.

Всеми своими изначальными сексуальными качествами человек обязан своим предкам — лесным обезьянам, питавшимся фруктами. Однако затем его качества резко и коренным образом изменились, для соответствия изменившимся условиям жизни — жизни обитателя открытой местности, охотника за животными. Путь к цивилизации здесь и начался. Этот путь вел и к сдерживанию своих импульсов культурными ограничениями. "Скованные рабы несут трон властительницы" — так, несколько жестко, характеризовал культуру Фрейд. С точки зрения современной социобиологии, не столько развитие цивилизации изменило сексуальное поведение, сколько именно сексуальное поведение придало формы современной цивилизации. Одна из этих форм — понимание времени и отношение ко времени.

Сексуальное поведение Homo Sapiens возможно свести к трем временным фазам. Это образование пары, действия, предшествующие сексу, и собственно секс. Не всегда, но, как правило, эти фазы следуют друг за другом именно в этом порядке.

Стадия образования пары (на человеческом языке — ухаживание) по животным меркам совершенно неприемлема по своей временной протяженности. У людей она может длиться, длиться и длиться… Она идет порой путем противоречивого поведения, с элементами тревоги, боязни, недоверия, агрессивности и сексуального притяжения. Впрочем, все это свойственно и другим биологическим видам, но у человека все сложнее и… дольше. И вот эта-то протяженность ухаживания — именно человеческое качество. Можно сказать, культурное качество. Большая часть великой всемирной литературы создана по буквально нескольким стереотипным фабулам — любовь, нелюбовь, измена, смерть.

Все сексуальное разнообразие современности можно, с использованием методов науки о поведении, с одной стороны, и информатики — с другой, свести к нескольким правилам. Надо сказать, правила эти приложимы к любой человеческой деятельности. Первое из них — исследовать незнакомое до тех пор, пока оно не станет знакомым. Второе — ритмически (опять время) повторять знакомое. Третье — любыми способами варьировать это повторение знакомого. Четвертое правило — выбирать наиболее приемлемые для себя из этих вариантов и совершенствовать их (в ущерб другим вариантам). Пятое — сочетать и комбинировать выработанные варианты. И наконец, делать все это самоцелью.

Все так. Но вот последнее из этих правил исследовательского и игрового поведения (а термин "сексуальные игры" прочно вошел в нашу жизнь) внушает некое опасение. Сделать самоцелью секс? "Страсть вначале — как чужой, после — как гость, и наконец — как хозяин дома" (Талмуд). Еще один из вариантов временного "ухода" из реальности? Даже при современном плюрализме это (по нашему мнению, к счастью) необходимо и доступно далеко не всем. Однако же тенденция, как говорится, есть. И она искусно подкрепляется определенного рода СМИ, рекламой, в особенности телевизионной.

Не в том ли причина такого количества отказов от детей (причем детей часто вполне физически и психически полноценных), что современный человек — уже не Homo Sapiens, а Homo Ludens, "человек играющий", и детей своих зачинает часто "играючи", в измененном состоянии сознания. "Быстрый" секс — и порой "быстрые" дети, часто обреченные на прозябание в приютах и стационарах. Дорога в никуда…

Каким же образом сексуальное поведение помогает человечеству выжить как биологическому виду?

Прежде всего, чтобы выжить, наш с вами предок вынужден был заниматься охотой. Он должен был обладать более развитым мозгом. И у него должно было быть более продолжительное детство, чтобы его мозг имел возможности (время прежде всего!) расти и тренироваться. Самка предчеловека должна была оставаться дома и ухаживать за детьми. И постоянно ждать своего партнера. Самцам же нужно было находиться в уверенности, что оставленные ими дома на время охоты самки будут им верны. Вот отчего одновременно — и гиперсексуальность, и верность. В силу этого самкам пришлось выработать в себе стремление к сохранению брачного союза — пары. Отец и мать были вынуждены делить между собой родительские обязанности — женские и мужские. И это стало еще одной мощной причиной укрепления брачной пары, семьи.

Человеку пришлось выработать в себе новое качество — научиться влюбляться, создавать брачный союз. Важный момент, пришедший на помощь примату-охотнику в решении этих задач, — это его продолжительное детство, которого лишены другие приматы. За долгие годы периода созревания у него появилась крайне важная и полезная возможность — установить социальные и психологические контакты с родителями — продолжительные по времени и по-настоящему положительно эмоциональные по качеству.

И когда мы говорим о человеческой сексуальности, то, видимо, есть смысл прислушаться к словам этологов (представителей науки о поведении) и социобиологов. С их точки зрения, в подавляющем большинстве случаев человеческий секс связан в первую очередь не с продолжением рода. Он призван выполнять другую задачу — укрепление брачного союза. Он делает все виды отношений между полами более привлекательными для партнеров. Неоднократное удовлетворение своих нормальных сексуальных желаний в семье не является порождением современной "порочной" культуры. Это — глубоко укорененная в человеческой биологии и социально и культурно обоснованная, абсолютно разумная традиция. Она прослеживается во всех культурах и во все времена.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23062004165243&oldnumber=253