"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (253) от 24 июня 2004 года

Завод в блокаде

Александр КРУТОВ

В апреле наша газета трижды обращалась к проблеме отводов земельных участков на берегу Волги в черте Саратова ("Битва на Волге", №14, 15 и 16). Темой двух последних статей этого цикла стала драматическая судьба бывшего саратовского судоремонтного завода. На земли, где располагаются заводские корпуса, ныне претендуют две частные фирмы. За прошедшее время в нашу редакцию поступил ряд документов, проливающих дополнительный свет на эту запутанную историю.

Бывший саратовский судоремонтный завод, ныне "Саратовский район водных путей и судоходства", входит в структуру находящегося в Нижнем Новгороде "Волжского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства" (ВГБУВПиС). С февраля 2001 года имущество и корпуса завода находятся в аренде у ООО "Феникс-2000", которое смогло сохранить рабочий коллектив и обеспечить предприятие заказами по ремонту судов. Однако весьма удачное расположение заводских корпусов, находящихся на берегу Волги в центре Саратова, не давало покоя ряду весьма инициативных граждан. В 2003 году были изданы два постановления мэра Саратова, закрепляющие бывшую заводскую территорию по Б.Затонской, 12 и 16 за Волжским бассейновым управлением. Но при этом из постановлений градоначальника почему-то исчез земельный участок общей площадью 2,82 га по адресу: Б.Затонская, 18. Причина этой странной "пропажи" вскоре выяснилась — 15 мая 2003 года наш замечательный мэр подписал постановление о согласовании ООО "ЕСК" (к судьбе которого небезразличен депутат гордумы Виктор Кофтин) места размещения культурно-спортивного общественного центра. Местом размещения этого гипотетического центра был участок общей площадью 1,8 га по адресу: Б.Затонская, 18-а. Приложенная к постановлению кадастровая схема убеждала в том, что чиновники мэрии просто отрезали кусок бывшей заводской территории по адресу: Б.Затонская, 18, присвоили ей литеру "А" и в таком виде закрепили эту землю за фирмой "ЕСК".

Как и следовало ожидать, речное руководство не смирилось с подобным муниципальным небрежением государственными интересами и интересами безопасности судоходства и подало иск в арбитражный суд в защиту своих прав на спорный участок. Однако как выяснилось впоследствии, при подаче своего иска речные руководители из Нижнего Новгорода руководствовались не только государственными интересами. Дело в том, что 30 сентября 2003 года между руководством ВГБУВПиС из Нижнего и саратовским ЖСК "Водник" был заключен так называемый "инвестиционный контракт". В результате этих конфиденциальных договоренностей на заводской территории должна была начаться грандиозная стройка. Для широкой публики громадье планов ЖСК "Водник" долгое время оставалось тайной за семью печатями. Однако серия публикаций в "Богатее" вызвала неожиданный приступ откровенности у председателя "Водника" Андрея Баландина. О своих проектах переустройства берега Волги он рассказал на страницах местного приложения к "Комсомолке" 20 мая. Если верить Баландину, то на месте бывших заводских корпусов "будут построены жилой и гостиничный комплексы, аналоги которых есть разве что в столице РФ, будет продлена и благоустроена набережная Саратова с зеленой зоной, местами отдыха". Интересы государственного учреждения водных путей председатель ЖСК также пообещал учесть в своих строительных планах. Оказывается, "будет построен новый комплекс производственных помещений Саратовского района водных путей (…) На новых производственных площадях государственное предприятие вернет себе функции по осуществлению судоремонтных работ (…) Общая сумма инвестиций, которую в конечном итоге получит государство в виде собственности, — более 90 миллионов рублей". С учетом того, что ЖСК "Водник", согласно инвестиционному контракту, намерено передать речникам за представленный земельный участок пять процентов от вводимых площадей, нетрудно посчитать общую сумму инвестиций целиком всего проекта. В среднем она должна составить не менее 1,8 млрд. рублей. Иными словами, скромный ЖСК планирует инвестировать в свой проект сумму, сопоставимым с годовым бюджетом областного центра. Если названная сумма не блеф, то за данным кооперативом стоят капиталы неясного происхождения.

Однако для начала этой грандиозной стройки ее инициаторам необходимо устранить со своего пути два препятствия. Первое — вернуть в лоно Саратовского района водных путей участок, выделенный фирме "ЕСК". И второе — снести заводские корпуса, предварительно освободив территорию от оборудования и сотрудников фирмы "Феникс". Выполнить первую задачу Волжское бассейновое управление пыталось, оспаривая в арбитражном суде упомянутые постановления мэра Саратова в части участка по Затонской, 18. В суде первой инстанции иск речников был удовлетворен. Однако администрация Саратова и ООО "ЕСК" подали апелляционную жалобу и в итоге победили. Постановление мэра о согласовании участка фирме "ЕСК" было признано правомерным, а иск ВГБУВПиС был оставлен без удовлетворения. Решение апелляционной инстанции никем не оспаривалось и вступило в законную силу. Очевидно, что потерю территории площадью около трех гектаров высокие покровители "Водника" допустить не могли. В конце января на имя мэра Саратова из Москвы поступило официальное письмо, подписанное заместителем министра транспорта Российской Федерации Н. Смирновым. Между тем в соответствии с распоряжением правительства №50-р от 15 января 2004 года Николай Смирнов был освобожден от занимаемой должности заместителя министра транспорта в связи с выходом на пенсию. Это обстоятельство, тем не менее, не помешало бывшему замминистра отправить 29 января на своем фирменном бланке несколько писем, имевших непосредственное отношение к судьбе саратовского судоремонтного завода. В адрес теруправления по Нижегородской области Министерства имущественных отношений РФ было направлено послание с просьбой разрешить снос производственных зданий "Саратовского района водных путей…" в связи с их ненужностью и необходимостью освобождения территории для строительства жилого фонда Саратова. А вот в письме на имя мэра Саратова персональный пенсионер Смирнов утверждал практически прямо противоположное. А именно: что на согласованном для фирмы "ЕСК" земельном участке более 15 лет "существует единый инженерный комплекс, задействованный для решения государственной задачи регулирования работы речного транспорта на межрегиональном уровне, а также для осуществления эксплуатации и развития водных путей и гидротехнических сооружений, контроля за безопасностью судоходства". Однако Ю. Аксененко оказался достаточно опытным, чтобы никак не отреагировать на эту странную эпистолу. И тогда сторонники преобразований на волжском берегу использовали свой главный юридический козырь. Не помогло и исковое заявление областной прокуратуры, пытавшейся доказать недействительность постановления мэра о согласовании земельного участка за фирмой "ЕСК": арбитражный суд Саратовской области отклонил и этот прокурорский иск, сославшись на прежние судебные решения по данному вопросу.

Прокуратура еще раз высказалась в ходе этого конфликта. Если на начальном этапе разгоравшегося конфликта директор "Феникса" Анатолий Китаев на все свои заявления в транспортную прокуратуру об уничтожении бывших корпусов и оборудования завода получал ответы с разъяснением его права обращения для защиты своих интересов в арбитражный суд, то 7 мая заместитель саратовского транспортного прокурора Евгений Пузин направил Анатолию Владимировичу "предостережение о недопустимости нарушения закона". "Неосвобождение помещений ООО "Феникс-2000" после прекращения договора аренды, — пишет прокурор Пузин, — может повлечь за собой привлечение к административной ответственности как юридического лица ООО "Феникс-2000", так и его руководителя Китаева А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ".

Анатолий Китаев и в самом деле решил воспользоваться прокурорскими советами и обратился за защитой своих интересов в арбитражный суд. Однако его оппоненты не стали ожидать результатов судебного разбирательства. Начиная с 15 июня руководство "Саратовского района водных путей…" выставило охрану с указанием не пропускать сотрудников "Феникса" на их рабочие места. Одновременно был прекращен допуск на территорию завода автотранспорта предприятия. "Феникс" фактически попал в блокаду, разорвать которую не удается до настоящего времени. Рабочие еще находят известные только им лазейки, чтобы попасть в заводские корпуса. Однако неполучение сырья и материалов грозит остановкой производства в самом ближайшем будущем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23062004163049&oldnumber=253