"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (252) от 17 июня 2004 года

ОБЩЕСТВО

Если не латать дыры...

Сергей ЛЮБИМОВ

Недавно мне довелось побывать в Энгельсе. Проехав в отдаленные районы, я был приятно удивлен работой городского транспорта. Ожидание троллейбуса или автобуса не занимает много времени, но и пробок от избыточного числа машин на маршруте не возникает. Жители Энгельса, часто бывающие в Саратове, имеют возможность сравнить работу транспорта в обоих городах. И сравнения эти обычно не в пользу областного центра.

Правда, положение Энгельса с точки зрения общественного транспорта несколько более выгодно по объективной причине. В Саратове на тысячу жителей приходится менее километра дорог, в Энгельсе — около двух километров. Сейчас в Энгельсе существуют 4 городских троллейбусных маршрута (один из них, №9, временно закрыт), 3 городских автобусных и 28 маршрутов для такси. Кроме того, частично роль городских маршрутов играют дачные и пригородные автобусы, соединяющие райцентр с другими населенными пунктами муниципального образования.

Троллейбусный маршрут в Энгельсе появился 40 лет назад. Он проходил из центра к заводу им. Урицкого и был пущен для обкатки новых машин. Вообще все маршруты расходятся из центра города лучами к окраинам. Самый известный в Саратове, конечно, девятый маршрут. Он, видимо, не скоро возобновит свою работу. Проблема единственного в области междугороднего троллейбуса возникла, как обычно, с мелочи. Когда на мосту покосилась одна опора, ремонтники обнаружили, что она полностью изношена. Оказалось, что остальные тоже разъедены коррозией. Начальник управления транспорта и связи энгельсской администрации Ольга Катушева продемонстрировала мне фрагменты опор. Они представляют собой некую субстанцию, похожую скорее на засохшую глину, чем на металл. В результате все опоры были демонтированы, а поставленные вместо них световые — слишком легкие для того, чтобы повесить на них троллейбусные провода.

Закрытие девятого маршрута более всего затронуло жителей Энгельса, которые составляли 2/3 пассажиров. Часть освободившихся троллейбусов была предложена саратовским коллегам, но они решили, что им отдают слишком изношенные машины, и отказались. В результате свободные троллейбусы были направлены на внутренние маршруты, что благотворно сказалось на пассажирских перевозках. Коммерческие автобусы успешно справляются с перевозками в Саратов, но значительная часть пассажиров, ранее приобретавших льготные абонементы (студенты и школьники), недовольна существующим положением. Льготы на междугородних маршрутах не действуют.

Вообще, что касается льготников, то в заслугу энгельсской администрации можно поставить то обстоятельство, что ей удалось добиться бесплатного обслуживания всех категорий льготников, независимо от форм собственности перевозчиков, хотя субсидию из бюджета получает лишь "Энгельсское пассажирское транспортное предприятие", находящееся в областной собственности. Сумма субсидии не покрывает всех затрат на перевозку льготников, но это, вероятно, не единственная причина, по которой экономическое положение "Энгельсского ПТП" оставляет желать лучшего.

6-7 лет назад, когда резко уменьшилось количество государственных автобусов, освободившуюся нишу заняли частники на "Газелях". С точки зрения предпринимателей, "Газель" более предпочтительна, так как она не требует значительных вложений и быстро окупается.

Когда основная проблема с перевозкой пассажиров была решена, в администрации задумались о перспективах развития. Дело в том, что в "Газели" помещается 12 человек, а в автобусе "ЛиАЗ" — 110. На остановке транспорта автобус занимает столько же места, сколько полторы-две "Газели". Частным перевозчикам было рекомендовано обновлять парк за счет автобусов. Так началось постепенное вытеснение "Газелей" с городских улиц. К сожалению, подобный опыт почему-то не распространен в Саратове. Например, отдаленный "спальный" район, поселок Юбилейный, обслуживают в основном "Газели" и лишь 4 автобуса. В результате на небольшом участке дороги создаются пробки, мешающие всему движению по Усть-Курдюмской дороге. В городской администрации разрабатываются дорогостоящие проекты реконструкции участка дороги, вместо того чтобы перепрофилировать парк перевозчиков.

Что же касается автобусного парка Энгельса, то, в отличие от саратовского, состоит он в основном из отечественных машин. Большинство автобусов в Энгельсе — "НефАЗы". Объясняется это тем, что в энгельсской администрации предъявляются более жесткие требования к автобусам, поступающим в эксплуатацию. Перед тем как автобус будет допущен на маршрут, изучается срок его эксплуатации, квалификация и стаж водителя, состояние салона и общее техническое состояние. Поэтому перевозчикам проще купить новый "НефАЗ", чем подержанную "Сканию".

По мнению водителей, состояние дорог в Энгельсе значительно лучше, чем в Саратове. Отчасти это объясняется тем, что интенсивность движения в Саратове больше, чем у соседей. Но есть и другая причина. В Энгельсе больше внимания уделяют капитальному ремонту дорог, а не латают дыры ямочным ремонтом. Это позволяет более длительный срок пользоваться качественным дорожным покрытием.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062004181400&oldnumber=252