"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (251) от 10 июня 2004 года

Загляни В Себя

Невроз нашего времени

Константин КРАШЕНИННИКОВ

На рубеже двух тысячелетий психиатрия и психология имеют дело с новыми психопатологическими состояниями, неизвестными ранее. Очевидно, что эти болезненные состояния порождены научно-техническим прогрессом, резким ростом социально-экономической напряжённости. В их основе лежат такие широко распространённые и взаимосвязанные страдания, как социофобия, тревожность и депрессия. Наша переходная эпоха, как и любое переходное, маргинальное время, оживляет всё уродливое, болезненное, способствующее невротизации личности и в целом общества. С другой стороны, изменение системы ценностей, морально-нравственных критериев в обществе, резкое снижение жизненного и культурного уровня ухудшают психическое здоровье населения. Это особенно заметно у детей и подростков.

В наши дни в России насчитывается, по официальным данным, около 2 млн. детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Другими словами, это 8 процентов всей детской популяции нашей страны. "Медицинская газета" (№ 98 от 09.12.1998 г.) привела такие данные: распространённость нервно-психических расстройств у детей сейчас достигает 79 процентов.

Не следует видеть, впрочем, в этом какой-то нашей национальной специфики. Среднегодовые средневзвешенные уровни распространённости пограничных психических расстройств в 15 экономически развитых странах возросли с 9,6 до 205,3 случая на 1 тыс. населения, в т.ч. неврозы с 2,4 до 148,1 случая. Другой вопрос — стоит ли современную Россию относить к экономически развитым странам, но по этим показателям мы — в их числе.

Постоянно озабоченные, эмоционально подавленные люди, напряжённые, бледные, страдающие нервной дрожью, сердцебиением, испытывающие неадекватные страхи, неловкость, опасения. Все они, будь то дети, подростки, взрослые, неизбежно начинают искать пути для облегчения своего психического, эмоционального состояния. Начинают либо бороться с этими состояниями (и вызывающими их причинами), либо бежать от них.

Крайним вариантом "побега" может быть и суицид (абсолютный рост и относительное "омоложение" самоубийств в наши дни становятся серьезной социальной и уже даже государственной проблемой). Но чаще "бегство" от реальности, вызывающей психоэмоциональное напряжение, достигается посредством изменения своего психического состояния.

Изменение психического состояния достигается приёмом психоактивных веществ — алкоголя, наркотиков. Но есть и другие варианты стереотипных действий, позволяющие менять своё психическое состояние для уменьшения напряжения и невротизации, что приводит к повторению опыта вплоть до подчинения всего стиля и образа жизни этой привычке. В современной науке термин "зависимость" часто в последнее время стал заменяться словом "аддикция". Как ответил на вопрос о том, страдает ли он химической зависимостью, один из героев модного писателя П. Крусанова: "Да нет, я ею наслаждаюсь!"

Кроме алкоголя и наркотиков, есть и другие виды аддикции: "уход" в азартные игры, сексуальное аддиктивное поведение, переедание или голодание. Ещё менее изучены "трудоголизм" (уход "с головой" в работу), длительное прослушивание музыки с выраженным ритмом.

И уж практически совсем пока что всерьез не рассматривалась и тем более не исследовалась та форма зависимости, о которой нам хотелось бы здесь сказать. Это — зависимость от виртуальной реальности.

Аддиктивное, зависимое поведение — это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния. Можно с уверенностью говорить о том, что создаваемая компьютером реальность несомненно изменяет психическое состояние. И склонные к зависимости личности стали пользоваться этой возможностью. Надо сказать, что, в отличие от того же алкоголя и других порицаемых способов ухода от реальности, взаимодействие с компьютером не только не порицается обществом, но и одобряется, является показателем современности, социальной значимости, успешности, в том числе и материальной.

Мир, создаваемый компьютером, получил название виртуальной реальности. По определению словаря: "виртуальный (лат. virtualis) — значит пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться, возможный". Поистине, в этом случае название отражает сущность!

Учитывая, что наша нервная система не всегда в состоянии отличить подлинную реальную ситуацию от воображаемой, для невротиков виртуальная реальность компьютера представляется заменой настоящей реальности, как "осмысленной части мира", на новую реальность, которая кажется лучше настоящей.

Эта реальность позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям, искусственно меняя настроение, получая удовольствие. Причем удовольствия эти в наши дня весьма разнообразны.

По целому ряду причин (мода, доступность, заинтересованность и пр.) в России виртуальная зависимость распространяется прежде всего среди детей и подростков мужского пола, реже среди мужчин до тридцати лет. Однако есть сообщения в зарубежных источниках о подверженности американских домохозяек этому виду зависимости. Да и среди отечественных "геймеров" все больше и больше девочек-подростков.

Интернет — "мировая паутина" — создаёт киберпространство, которое в настоящий момент охватывает почти весь мир, соединяя миллионы людей, как психически здоровых, так и психически больных. Виртуальная реальность в сети рассматривается как один из видов реальности и, чаще всего, как психологическая виртуальная реальность. Пользователь начинает относиться к компьютеру, как к живому существу, питать к нему все виды человеческих чувств, или даже начинает отождествлять себя с конкретным "компом". Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью.

Благодаря особенностям нервной системы человека сливаются воедино нефизическое и физическое пространство и время, что позволяет пользователю "избежать" энтропии, как функции линейного времени, служащей причиной возникновения тревожности, как черты личности или тревоги как продукта эмоциональной сферы человека. Время меняется. Ситуация напоминает нахождение в казино, где не в ходу часы: игрок не должен чувствовать хода и значения, цены реального времени.

Компьютер становится сверхценностью, ритуалом, объединяя в себе одновременно наркотик, азартные игры и коллекционирование.

Пользователь компьютера, склонный к зависимости, при контакте с "машиной" находится в изменённом состоянии сознания — психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители — вот характерный вид некоторых людей, склонных к подобному поведению. Замечено, что распространённость интернет-зависимости сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 процентов пользователей.

Существует точка зрения, что в наиболее технологическом своём воплощении виртуальную реальность можно сравнить с сильнодействующим наркотиком, поскольку конечным объектом воздействия этой системы является мозг человека. Неспособный адаптироваться и жить в реальном мире, невротик уходит в мир виртуальной реальности. К социальным факторам, способствующим развитию виртуальной зависимости, прежде всего отнесём общественное одобрение. По словам матери одного из таких зависимых детей, "лучше компьютер, чем наркотики".

Большую роль в процессе развития киберзависимости играют два важных фактора: мода на компьютеры, становящиеся все более доступными широким массам населения, и социальный инфантилизм части пользователей. "Компьютерная жизнь" становится стилем жизни множества детей, подростков. Молодой человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности в состояние изменённого сознания. Возникла и ширится субкультура компьютерных пользователей со своим жаргоном, непонятным для непосвящённых, со своими ритуалами, символами, юмором, сходная с субкультурами криминального мира, наркоманов.

Отношения с компьютером у таких детей и подростков, да и у части взрослых пользователей, становятся всё более интимными, эмоциональными, создавая иллюзию стабильности и комфорта, являясь на самом деле патологическим стереотипом. А ведь современные компьютеры уже готовы предоставить и разнообразные сексуальные услуги!

С течением времени суживается круг интересов, падает способность к учебе и работе, в ещё большей степени нарастают трудности в общении, личность такого зависимого человека снижается этически и эстетически, он перестает следить за собой. Потребность в бдениях (зачастую ночных) на компьютере или игровых приставках становится всё сильнее, вступая в конкуренцию с голодом, жаждой, потребностью в живом человеческом общении, отдыхе... Всё проще и дешевле доступ в интернет. По мере развития компьютерных технологий ситуация будет однозначно утяжеляться. Уже сейчас необходимо исследовать проблему и психологам, и психиатрам для выработки методов профилактики и лечения.

Родителям же стоит по крайней мере озаботиться подсчетом того количества времени, которое их чадо уделяет пестрым и часто меняющимся картинкам на экране. Это как минимум. Невредно, мягко говоря, затем от количественного анализа перейти и к анализу качества того, что сын (пока что скорее, чем дочь) делают в этой "своей" реальности. И лишь потом делать свои, родительские выводы.

Однако же...

Этот текст набран на довольно современном компьютере. И, конечно же, мы далеки от того, чтобы "демонизировать" компьютер, представляя его этакой "машиной зла". Однако он — всего-навсего еще одна полезная (не всегда, как видно) машина, и только. "Злым" или "добрым", полезным либо вредным его может сделать лишь сам человек. Это поистине великое изобретение современности. На самом деле, он призван облегчать жизнь людей, учить их, помогать в предоставлении информации и в обмене ею. Для многих больных детей и взрослых он может оказаться практически единственным "окном" в мир (например, для больных детским церебральным параличом). Да и предоставить им средства к существованию. И он и в самом деле если не "лучше", то предпочтительнее героина...

В конце концов, как в свое время заметил швейцарский психолог и писатель Лафатер, не стоит отнимать ни у кого убеждений, способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших...

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10062004094602&oldnumber=251