"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (250) от 3 июня 2004 года

Закономерности и парадоксы конкурса

Александр ДАВИДЕНКО

Конкурс вокалистов, прошедший в рамках ХVII Собиновского музыкального фестиваля, оставил двойственное впечатление. Несмотря на высокую самооценку, отразившуюся в названии ("Конкурс конкурсов" — это турнир между конкурсами или между вокалистами?), предварительный отбор, конечно же, не осуществлялся. В результате многие участники демонстрировали отсутствие ровного звучания во всех регистрах и нечеткую дикцию. Некоторые даже умудрялись фальшивить в самых ответственных местах исполняемого музыкального произведения и героически боролись за правильное звукоизвлечение. Кроме того, яркие голоса хорошего тембра встречались редко.

Наилучшее впечатление произвели студенты Московской консерватории им. П.И. Чайковского меццо-сопрано Анна Викторова (вторая премия) и бас-баритон Феликс Кудрявцев (третья премия).

У А. Викторовой — упругий, глубокий звук, красивого тембра, прекрасно звучащий как в среднем, так и в нижнем регистре. Она обладает немалым темпераментом, который умело дозирует при формировании сценического образа. Все эти качества не пропадают и в речитативах.

Ф. Кудрявцев обладает ярким, хорошо выровненным голосом, но он, конечно же, не "чистый" бас, что стало очевидно при исполнении им арии дона Бартоло из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро" — низкие, "профундовые" ноты звучали глуховато и без достаточной опоры на дыхание. Но песня Варлаама из оперы Мусоргского "Борис Годунов", написанная в высокой тесситуре, была исполнена прекрасно.

Очень хорош баритон из Новосибирска Петр Толстенко (поощрительная премия), обладающий богатым голосом с легкой "металлической" окраской и высокой исполнительской культурой. По своему вокальному темпераменту он скорее "вердиевский" певец, что продемонстрировала блестяще исполненная ария Яго "Credo" из оперы "Отелло".

Приятное впечатление оставила сопрано из Казахстана Айгуль Ниязова (поощрительная премия). Но ей пока не следует петь насыщенные драматические партии (ариозо Лизы из оперы Чайковского "Пиковая дама" оказалось слишком тяжелым для ее вокального аппарата), а вот ария Лиу из оперы Пуччини "Турандот" идеально подошла ее легкому, подвижному голосу.

В заключение не могу не сказать о присуждении первой премии. Обладателем ее стал баритон из Омска Сергей Гордеев, имеющий хорошо выровненный по регистрам голос, качественно "опертый" звук, приличную вокальную культуру. Но вместе с этим надо отметить глуховатый тембр, неважную дикцию, "не полетный" звук и не всегда прикрытые верхние ноты. И все же — первая премия! Мне кажется, что в этом вновь проявилась застарелая провинциальная болезнь, когда несомненно более качественный столичный "продукт" не хочется признавать, но вовсе проигнорировать его неприлично. Вот и включается, как модно сейчас говорить, административный ресурс, и принимается странное, но политкорректное решение. К сожалению, такой казус становится традиционным, т.к. подобное происходит не в первый раз. Хочется верить, что со временем комплекс "губернской столицы" будет преодолен и решения станут более адекватными.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3062004104344&oldnumber=250