"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (250) от 3 июня 2004 года

Рубильник отключения от Бога

Алексей ШМИНКЕ, психолог

Церковь и вера — это суть разные явления общественной жизни, и беда православия в том, что реальной практикой православной церкви руководят чиновники того же пошиба, что и сидящие в кабинетах на Московской, 72. Им не хватает времени на служение и самообразование — они заняты реституцией церковной собственности, созданием господствующей идеологии и борьбой с инакомыслием. Они "свято" убеждены (от исторической неграмотности), что не только история российской государственности, но и вся российская история связана с православием, и что величие церкви в том, чтобы огнем и мечом изгонять инакомыслие.

В отличие от Ю. Чернышова, я нахожусь с верой в более тайных отношениях. Будучи воспитан в семье с православными корнями, я был крещен дважды — первый раз тайно, архангельской бабушкой, певшей в народном хоре и состоящей в браке с областным прокурором. Страх перед неминуемыми санкциями не только заставил ее скрыть этот факт, но и наложил печать молчания на вопросы веры вплоть до самой ее смерти. Я и узнал об этом случайно, уже после повторного обряда крещения, который прошел по настоянию старшего сына. В возрасте 10 лет, воспитываясь в яростно атеистической школе, не имея рядом никого, кого хотя бы отдаленно можно было заподозрить в религиозности, он нашел на чердаке псалтырь на старославянском языке, и, положив рядом псалтырь на современном русском, за полгода выучил старославянский язык. Настолько, что смог читать и объяснять прихожанам надписи на иконах, после чего потребовал от меня принять участие в обряде его крещения, для чего немедленно окреститься самому. Его сегодняшние отношения с верой — тайна даже для меня, он категорически отказывается обсуждать вопросы своей сокровенной жизни.

Второй, 11-летний сын, до сих пор разговаривает с Богом напрямую, причем его немудрящие просьбы выполняются в короткие сроки, а данные ему свыше тайные советы он выполняет неукоснительно: например, он не только не пьет пепси-колы и прочей химической дряни, но с четырех лет по собственной инициативе жестко отказывается от любой воды "с пузыриками".

Мой опыт, опыт моих близких знакомых показывает с достоверной убедительностью, что сегодня не взрослые преподаватели могут восстановить духовность у детей, а дети приводят своих родителей если не в лоно религии, то дают опыт чувственного познания Божьего существования. Надежды религиозным просветительством восстановить духовность абсолютно беспочвенны, так же, как и претензии деятелей эпохи Просвещения воспитать нравственного человека, дав ему в руки "светоч научных методов познания мира".

Во-первых, о претензиях "просветителей". Преподаватель пединститута Л.Н. Горюнова поведала о том, какой восторг вызвал у студентов прочитанный ею спецкурс "Шекспир и Библия", к которому она "даже не была готова". Те, кто был студентом, помнят свои восторги относительно преподавателей, "плавающих" в теме, представляю, сколько студенческих анекдотов о Шекспире и Христе ходит сегодня в общагах, есть риск, что они сравняются по популярности с Петькой и Василием Ивановичем. По крайней мере мои дети вряд ли стали бы обсуждать с большинством из претендующих на православное просвещение вопросы своей веры.

Во-вторых, как любит говорить губернатор, "о чем бы мы ни говорили, речь всегда идет о деньгах". Недаром преподавательница, читавшая курс истории православия в татарской гимназии, отметила в своем выступлении не только то, что ее там хорошо принимали, но и то, что хорошо заплатили. То есть представители конфессии, много лет соседствующие в Саратове с православием, желая быть образованными, платят за знания о культуре иного пути к Богу, а православные чиновники втуне относят их к религии второго сорта, "не господствующей" в России.

В-третьих, православные "просветители", претендующие на экспертизу всех курсов о православной культуре в русской истории, напрочь забывают о том, что, согласно Конституции, церковь и государство разделены, и вводить, даже после богословской экспертизы, курсы православного богословия, "закон Божий" в общеобразовательные программы — прямое нарушение Конституции. И потом, триста, а еще хлеще пятьсот часов на факультативную программу — не слишком ли? И не войдет ли в противоречие естественнонаучная картина мира, которую с переменным успехом пытается создать в головах сегодняшних школьников российская педагогика, с теологической картиной? Сумбур и "сапог всмятку" в голове еще никому не добавляли духовности и толерантности. Вчера я заплатил школьному попечительскому совету 400 рублей на компьютеры с жидкокристаллическими дисплеями (хотя это должны быть затраты минобразования), а завтра я должен буду оплатить факультатив, на который моя младшая дочь будет ходить с отвращением или с радостью прогуливать?

Нет уж, господа, создавайте воскресные школы за свой счет или за счет прихожан своих приходов, и сейте, сейте, сейте. А интимные вопросы всеобщего духовного воспитания не для вас, по вашему дискурсу это сразу видно.

В конце "круглого стола" суть претензий православной епархии Саратова к нам, горожанам, подвел известный киновед г-н Семенюк. Поскольку большевиками после 17-го года церковь подверглась не просто гонениям, а тотальному уничтожению, то мы все, ныне живущие россияне, должны не просто покаяться, а отдать долги, и не просто вернуть церкви все, что отнято, но и принести дары, вернуть господствующее влияние, с помощью которого она (церковь) сделала Россию Россией. Другими словами, тот же большевистский подход к идеологии, но только православной, тотальная правота православия.

Переводить вопросы веры в политическое русло — дело, не приближающее нас к возрождению духовности. Духовность — тяжкий труд души, одинокой в поисках пути к Богу. То, что детям дано естественно, для взрослого тяжелый, непосильный многим труд. И соблазн влиться в поисках возрождения духовности в карнавальный политический процесс сродни привлекательности участия во всяческих поп-шоу. Не обрету толики веры, так хоть потусуюсь, себя покажу, других посмотрю. Стремление же чиновников от церкви возглавить этот карнавал так же объяснимо, как стремление Чубайса держать в своих руках монополию на иные, более материалистические виды энергии, без которых страна замерзнет и ослепнет. Тот же грамотный маркетинговый план по захвату ключевых точек (школ и вузов), тот же грамотный пиар, то же стремление использовать государственные ресурсы на пользу частных интересов. Что будет с монопольной идеологией? Изобретут рубильник отключения от Бога?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3062004104141&oldnumber=250