"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (250) от 3 июня 2004 года

Государство должно остаться светским

Елена НАЛИМОВА

Как относятся к преподаванию религии в школах представители второго по численности и исторически традиционного для нашей области вероучения, я постаралась выяснить у председателя общественного общероссийского движения "Мусульмане России", имама духовного управления мусульман Поволжья Мукаддаса-хазрата Бибарсова.

— Есть ли у вас планы по организации аналогичных факультативов для школьников из мусульманских семей?

— Я против введения любого религиозного воспитания в школах. Парадоксально, но здесь наша позиция совпадает с атеистами. Необходимо прививать детям толерантность, а не стараться перетянуть одеяло на себя. Если мы хотим иметь светское государство, то светским оно и должно оставаться. Потому что уже сегодня мы видим перекосы. Во-первых, у нас совершенно разные условия преподавания, во-вторых, нужно понимать наш российский менталитет. Факультатив для директоров школ, особенно в сельской местности, — это та же самая директива. Мы же с вами знаем, что значит "по желанию родителей". Вот представьте, что вы ребенок и вы одна не пошли со всеми детьми на факультатив. Конечно, родители не захотят вас травмировать, и в результате вы будете ходить вместе со всеми. Это — наша ментальность.

— Но ведь упор будет делаться не на чисто религиозное воспитание, а на основы православной культуры — не на религию, а на знания о религии. Такие методики преподавания существуют в европейских странах.

— Мы делаем большую ошибку, когда сравниваем Россию с Западом, там совершенно другая культура и другое восприятие. У нас до сих пор не преодолен махровый национализм. В России есть примеры, когда чиновники спрашивают разрешение у архиерея, можно ли позволить открыть религиозную организацию или построить мечеть. В таких условиях преподавание основ любой религии должно вестись на базе религиозных организаций, на базе классического университета, но не в школах.

— До революции детям преподавался закон Божий, Россия и тогда была многонациональной и многоконфессиональной страной.

— До 17-го года люди были более религиотерпимыми, было взаимоуважение, основанное у каждого верующего на своих ценностях, это не мешало дружбе. Сейчас сталкивается религиозное сознание с нерелигиозным, а носителем религиозного сознания может быть как мусульманин, так и христианин. Проблема именно в столкновении этих противоположных позиций. Вот недавний случай, произошедший в одном из районов Курской области: двух русских монахинь, одетых во все черное, приняли за ваххабиток и привели в местное отделение милиции. Это неуважение и к своей религии, и к чужой. Я всегда говорю: мусульманин должен быть мусульманином, и тогда он будет уважительно относиться к христианину. До тех пор, пока основа общества будет такой, какая есть, эти меры не приведут к положительным результатам, потому что, во-первых, мы не ограждены от массовой культуры, сегодня телевидение воспитывает человека. Во-вторых, отношение самой власти к духовным ценностям чисто потребительское, конъюнктурное, нет глубинного желания, чтобы народ был духовно богаче. И самое главное, в нашем государстве нет национальной политики. Администрация президента обладает большой властью, но не может остановить антиисламскую истерию, а ведь этот вопрос касается судеб миллионов людей. Нет даже министерства, которое бы курировало национальный вопрос, вот откуда должно идти воспитание толерантности. Президент провозгласил курс на консолидацию, а чиновники на местах не препятствуют разобщению. Какая может быть консолидация, когда одну часть российского общества пытаются противопоставить другой?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3062004104102&oldnumber=250