"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (250) от 3 июня 2004 года

Разделение сознания

Оказать влияние на умы подрастающего поколения стремятся самые разные силы. В последнее время наибольшую активность проявляет Православная церковь

Елена НАЛИМОВА

В конце апреля состоялось подписание договора о сотрудничестве между Саратовской епархией и министерством образования Саратовской области. Это означает, что вскоре факультативный курс по изучению основ православной культуры появится во всех государственных образовательных учреждениях области. Так как подписание соглашения практически совпало с окончанием учебного года, стороны пришли к обоюдному решению — отложить конкретные меры до сентября. Но многие считают, что точку в этом деле ставить рано.

Атеисты никуда не делись

В мае в общественной палате состоялось заседание "круглого стола" на тему "Образование и религия: культурология или клерикализация?". В качестве организатора собрания выступили союз "Гражданское действие" и его эксперт Юрий Чернышов. К сожалению, основные участники вызвавшего спор события — представители Саратовской епархии и министерства образования — обсуждение проигнорировали. Зато широко были представлены научные круги и различные религиозные организации. В тесном зале общественной палаты, как говорится, яблоку негде было упасть.

"Атеисты никуда не делись!" — заявил, открывая обсуждение, Чернышов, отнеся к этой "религии" не только себя, но и треть населения области. Разгорелась жаркая дискуссия, на которой в качестве основных выделились два вопроса: является ли факультативный курс "Основы православной культуры" действительно культурологическим или несет в себе элементы "внедрения религиозного сознания" и как согласуется данная программа религиозного воспитания с принципами правового государства и гражданского общества. Было высказано много резких, порой противоречащих друг другу мнений, от "Не смешивать воспитание духовности с религиозным образованием", до "Предоставить всем религиям равные возможности". Противостояние введению православного факультатива в школах, как ни странно, объединило атеистов и зарегистрированные религиозные организации (так называемые секты).

Религиозное воспитание заказывали?

Договор, подписанный епархией и минобразования, формально соответствует букве закона. Курс "Основы православной культуры" создан для факультативного, а значит, добровольного изучения; он будет следствием добровольного договора двух субъектов. Школа выступает как исполнитель, родители — как заказчики дополнительного религиозного образования для своих детей. Да, именно общество считается у нас заказчиком образования, но проблема в том, что в реальной жизни об этом вспоминают только на научных педагогических конференциях. Ощутимого влияния так называемых заказчиков на то, как и чему учат детей в школах, нет. Положение второго субъекта договора — самой школы — вызывает не меньше вопросов. Тем, кто знает, чем в действительности живет современная школа и с какими проблемами сталкивается, тема религиозного воспитания детей не кажется первостепенной. Тот факт, что преподавать основы православной культуры будут в неотремонтированных зданиях, в условиях дефицита педагогических кадров даже по основным предметам, похоже, мало интересует реформаторов. В то время, когда многие долгожданные и необходимые новации, интереснейшие методики не доходят до реального воплощения, оставаясь где-то в министерских кабинетах, с православным курсом все решилось в рекордно короткие сроки. Что это — религиозное рвение чиновников от образования или все тот же мифический социальный заказ? "Необходимость назрела уже давно", — уверенно заявляет Виктор Чепляев. Обычные учителя о введении факультативов по основам православной культуры говорят так: "Бедная школа!".

Тонкая тема в жестких условиях

В то же время различные конфессии и зарегистрированные религиозные организации стремятся поучаствовать в дележе пирога, которым, к сожалению, является сознание детей. Пока религиоведы, правоведы и историки спорят, механизм минобразования уже запущен — закрутились шестеренки, пошли директивы, областная глубинка уже внедряет то, что в Саратове еще бурно обсуждается. Многое, что проходит через нашу систему образования, превращается из благого намерения в жесткую директиву. Именно так произошло с "добровольными" пожертвованиями в попечительские фонды, в одной из саратовских гимназий дети "добровольно" посещают хор, под страхом исключения. Это называется "соответствовать стилю гимназии". Не случайно учителя — одни из самых бесправных работников на городском рынке труда, они "добровольно" машут метлами в городских скверах, выезжают на "добровольные" субботники, разносят депутатские листовки по подъездам. Школы в массовом "добровольном" порядке подписывают на различные издания, и любой директор школы скажет вам, что все это — искреннее желание коллектива. Договор с епархией, где, кстати, тоже привыкли к системе, требующей послушания и смирения, сможет только укрепить эту традицию.

Вызывает настороженность такой аспект: Саратовская епархия утверждает, что не может заниматься воспитанием подрастающего поколения вне школы, так как не хватает ни кадров, ни сил, растет количество приходов и т.д. Как же в таких условиях епархия собирается контролировать уже начавшийся процесс? Средних учебных заведений в Саратове и области много, как будет вестись преподавание в каждой конкретной школе, зависит от многих факторов, и чем более удалено образовательное учреждение от центра города, области, тем больше "самодеятельности" можно ожидать от новоиспеченных православных педагогов. Кроме того, до сих пор не решено, кто будет оплачивать программу, включающую в себя как организацию факультативов, так и подготовку педагогов-специалистов. Министерство образования области заявляет (пока неофициально), что возьмет это на себя. По всему видно: чиновники всерьез обеспокоились духовным здоровьем нации, по сравнению со столь важной миссией многие мелкие, мирские заботы рядовых школ просто меркнут.

Пока на заседаниях и собраниях спорят и решают, школе (я имею в виду конкретных директоров, преподавателей и учеников) следует серьезно подготовиться. Православный курс — только начало. "Мы не против заключить подобные договоры с другими традиционными конфессиями", утверждает министр образования области Виктор Чепляев. Значит, в скором времени, под чутким руководством министерства и с легкой руки ревнителей свобод, в образовательные учреждения могут прийти представители всех конфессий и религиозных организаций нашей многонациональной области. Пока же, в затишье, еще можно попытаться дать детям среднее образование, которое, конечно, интересует церковь и членов различных общественных движений с обостренным чувством справедливости, но значительно, значительно меньше.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3062004104026&oldnumber=250