"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (249) от 27 мая 2004 года

Менеджмент в чиновничьих коридорах

Почему власть в Энгельсе функционирует лучше, чем в областном центре

25.10.2013

Александр СВЕШНИКОВ

Принято считать, что хороша та власть, которую не замечают. Отчасти это правильно, однако в реальной жизни люди хотят все же видеть, что дела местной власти не противоречат их интересам. И хотя простой обыватель не любит читать о системе правления, поскольку ему, в целом, все равно, как и за счет чего достигается результат, знай он заранее, какими принципами в осуществлении управленческой политики будет руководствоваться тот или иной кандидат на пост высокого уровня и какие технологии будет использовать, смог бы заранее, а не потом, "на собственной шкуре", оценить степень достоверности предвыборных обещаний местных начальников.

В администрации Энгельсского муниципального образования давно поняли: эффективное руководство невозможно без выработки чётко организованной системы управления подразделениями, как, к примеру, невозможен эффективный it аутсорсинг без взаимного доверия в отношениях между заказчиком и исполнителем. В первую очередь это относится к организации работы коллегиальных органов. В настоящее время такие органы действуют во многих комитетах, управлениях и отделах ЭМО. Это совет директоров, консультативный совет по предпринимательству при главе муниципального образования, молодёжный совет и др.

Особую роль играют коллегии администрации. Именно на них проходит процесс обсуждения и отработки важнейших стратегических направлений развития территории муниципального образования. Каждому заседанию коллегии предшествует большая подготовительная работа: скрупулезно изучается сегодняшнее положение дел, ресурсы, потребности населения, опыт других муниципалитетов и регионов.

Главная особенность коллегий — это отсутствие кулуарности. За месяц, а иногда и за полтора, в газете "Наше слово" публикуется подробная информация о начале подготовки к коллегии. До жителей доводится цель предстоящего заседания, к ним обращаются с просьбой принять участие в обсуждении. По большинству вопросов, выносимых на коллегию, проводится анкетирование среди жителей. Такая многоплановая работа позволяет рассмотреть проблему комплексно.

В администрации проведена большая работа по изменению ее структуры. Результатом стало уточнение функций каждого структурного подразделения, устранение дублирования и более чёткое функциональное разграничение, сокращение кадрового состава. Структура администрации претерпела существенные изменения: несколько подразделений ликвидированы, другие изменили свой статус, сократилась численность административных работников.

За два с небольшим года удалось увеличить муниципальный бюджет. В первую очередь, это позволило расплатиться с долгами за ТЭР, которые перешли в наследство от прошлого руководства, отрегулировать механизмы взаимодействия с энергоснабжающими организациями. Теперь над жителями ЭМО не висит "дамоклов меч" отключения электроэнергии.

Как известно, одна из самых проблемных сфер — это ЖКХ. Раньше все вопросы обслуживания жилого фонда, благоустройства, лифтового хозяйства, ремонта и строительства дорог были в ведении комитета ЖКХ. Количество функций не давало возможности комитету решать их качественно. В связи с этим было принято решение четко разграничить функции, создав муниципальные предприятия. Проведены кардинальные изменения системы управления отраслью, и одним из направлений этой работы является развитие рыночных отношений.

Сегодня можно наблюдать первые результаты. Проблема вывоза мусора практически снята не только в районах многоэтажной застройки, но и в частном секторе, отлажено взаимодействие с бизнес-структурами и организациями, выросло количество платных услуг, оказываемых населению. Созданное МУП "Благоустройство" не только не убыточно, но и приносит прибыль. Позволила улучшить обслуживание жителей многоэтажек и проведенная диспетчеризация лифтового хозяйства. Увеличены затраты на капитальный ремонт жилищного фонда и на благоустройство территории муниципального образования. Практически завершена начатая два года назад работа по передаче жилого фонда ЭМО в обслуживание частным предприятиям.

В Энгельсе уже стали забывать, как на центральных улицах дороги были расцвечены заплатами из битых кирпичей — результат ямочного ремонта. Сейчас основные магистрали выглядят вполне достойно. Если в 2002 году было отремонтировано 90,4 тыс. кв. м автомобильных дорог на сумму 20,3 млн. руб., то в 2003 году отремонтировано 268,1 кв. м на сумму 118,3 млн. руб.

С недавних пор "газели" во многих городах стали играть доминирующую роль и вытеснять другой общественный транспорт. Затем пришло понимание того, что большое количество малогабаритного транспорта повлекло за собой загруженность магистралей, а отсюда и рост количества аварийных ситуаций. В ЭМО эту проблему восприняли по-своему. Решили, что нельзя снимать "газели" с маршрутов, где не требуется транспорт большей вместимости из-за незначительного пассажиропотока. По-прежнему незаменимы "газели" на отдаленных маршрутах. Однако на центральных магистралях, где пассажиропоток особенно велик, "газели" постепенно заменяются на комфортабельные автобусы. В результате люди перестали часами ждать нужного транспорта. Благодаря вновь созданной диспетчерской службе все транспортные потоки отрегулированы.

В Энгельсском муниципальном образовании сложилась устойчивая система взаимодействия муниципальной власти с жителями: приемы граждан по личным вопросам, встречи в трудовых коллективах и по месту жительства. Организуются "прямые линии", ведется сбор пожеланий от граждан по специальным телефонам. Сам ход работы собрания актива ЭМО транслируется в прямом эфире по муниципальному радио. Жителями неоднократно высказывались претензии к управлению землепользования по поводу несвоевременного оформления земельных участков. На последнем заседании собрания актива муниципалитета главой было дано поручение передать часть функций, касающихся этих вопросов, из управления землепользования в комитет по управлению имуществом. В настоящее время это решение выполнено и жалобы прекратились.

Современный глава администрации — это прежде всего менеджер, который выполняет координирующую и контролирующую роль. Недаром нынешний глава Энгельсского муниципального образования Михаил Лысенко — носитель управленческой культуры бизнес-класса — перенес в чиновничьи коридоры такие важные принципы, как "не можешь — не обещай", "заключил договор — выполняй". И он же сам часто является инициатором новых управленческих решений, требуя такого же подхода от своей команды.

Власти, в отличие от бизнеса, всегда не хватало осознания триады: созидание — новаторство — развитие. Лысенко сумел в своей команде эти три слова сделать основным слоганом. Потому феномен Лысенко и проявляется в формировании новой управленческой среды, в принятии решений, непременно приводящих к движению вперед. Это отличает его от многих представителей управленческой элиты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25102013235443&oldnumber=249