"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (249) от 27 мая 2004 года

"Провинциальные танцы" и провинциальные вкусы

Дата размещения на сайте: 10.12.2013

Маргарита СПИРИЧЕВА

Всемирно известная труппа "Провинциальные танцы" в Саратове не собрала аншлаг. Свободные места были не столько на галерке, сколько в партере. Впрочем, те, кто пришел, в большинстве своем оценили неординарность и масштаб увиденного.

"Провинциальные танцы" — самая самобытная авангардная танцевальная труппа России, может быть, даже более известная за рубежом, чем дома. В родном Екатеринбурге, где труппа возникла в далеком 1990 году, "Провинциальные танцы" выступают лишь в редких перерывах между зарубежными гастролями, и каждый раз это большое событие для города. "Провинциальные танцы" неоднократно принимали участие в международных конкурсах и фестивалях, где работы коллектива отмечались высшими наградами. На Собиновском фестивале были показаны спектакли, ставшие обладателями национальной театральной премии "Золотая маска" — "Кленовый сад" и "Свадебка".

Недостаточная полнота зала вполне объяснима консервативностью провинциальных вкусов. Ценители классического балета в этот субботний вечер могли отдыхать. На сцене царил модерн, смесь искусства хореографического, пластического и драматического, основанная на незнакомых нам канонах различных европейских и американских танцевальных школ. Как пишут московские критики, эстетика "Провинциальных танцев" основана на жестком подчинении внешнего движения движению внутреннему, единой идее. Ей служат не только музыка и выразительные движения актеров, но и своеобразие костюмов, минимализм света.

Любители сюжетного искусства наверняка остались неудовлетворенными. Сюжетные линии были намечены таким исчезающим пунктиром, что не разобрать. Но, несмотря на это, зрителям были рассказаны две вполне драматичные истории, обе посвященные взаимоотношениям мужчины и женщины. Откровенность постановок поражала. Татьяна Баганова, хореограф-постановщик, нашла множество способов представить самые сокровенные сцены вполне достойным и аллегоричным образом: мужчина, пойманный женщиной в большой сачок; синхронные, и оттого понимаемые однозначно кувырки по сцене; женщина, ведомая мужчиной на привязи и т.п. И наоборот, более откровенные и простые приемы — темпераментные объятия, поцелуи и даже обнаженная грудь одной из танцовщиц — выглядели не то что не пошло, но даже не всегда сексуально. Как и мужчины, переодетые женщинами ни то в женские куртки, ни то в платья, не выглядели пародией, а только приемом.

Большую роль в использовавшемся изобразительном ряде играли волосы. То с их помощью одну из героинь "Кленового сада" лишают зрения (для этого их закалывают спереди, на лице), то романтические юноши прищепками прицепляют девушек за волосы к веткам дерева, составляющего единственный реквизит на сцене, а в самый драматичный момент спектакля герой вытягивает героиню из привязанного к дереву парика (по залу пробегает глубокий вздох, ведь то, что привязан парик, становится ясно только сейчас, а в первый момент кажется, что у героини отрываются волосы), а потом сам примеряется к этому привязанному положению. В "Свадебке" на музыку Стравинского, наоборот, волосы у женщин убраны под платки, и только в финальной драматической сцене происходит отрубание косы у героини.

Вообще, трюки свойственны Багановой. Пожалуй, самый впечатляющий из них имеет мало отношения к танцам и пластике. Двое артистов, он и она, синхронно поедают с двух сторон здоровенную морковь, чтобы потом слиться в глубоком поцелуе, переходящем в танец. Хруст от молниеносно сгрызаемой морковки слышен в первых рядах.

Отдельная тема — свет. Его тоже хочется отнести к трюкам, поскольку его использование больше напоминает цирк, чем театр: очень часто сцена освещалась зеленым или красным прожектором, а в основном действие проходит в полумраке, в луче рассеянного света. Вот с таким рассеянным лучом вообще-то яркого современного искусства хочется сравнить появление "Провинциальных танцев" в Саратове. Мы что-то увидели, что-то почувствовали, но осталось ощущение, что неувиденного и непонятого значительно больше. Впрочем, подлинное искусство не обязательно должно быть понятным, оно должно быть эмоциональным. А уж эмоций в этот субботний вечер хватило на всех!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10122013171250&oldnumber=249