"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 19 (249) от 27 мая 2004 года

Аяцков - Бондару: "Так я свободен?"

Сергей ЛЮБИМОВ

Сенсационная новость о привлечении Дмитрия Аяцкова к уголовной ответственности почти перестала волновать умы пишущей братии. Тем не менее, до финала этой истории ещё далеко. На мой взгляд, самая главная сенсация заключается не в возбуждении уголовного дела и не в его прекращении, а в полной неопределенности нынешнего статуса губернатора.

Уголовное дело в отношении Аяцкова было возбуждено 12 мая. В этот же день в здании областного правительства, в том числе и в кабинете губернатора, проводилась выемка. Адвокат Аяцкова Владимир Левченко не присутствовал при проведении этого следственного действия, так как сотрудники прокуратуры, проводившие выемку, пояснили, что эта акция не имеет отношения к делу, в котором он защищает губернатора. Аяцков на момент производства выемки в правительстве отсутствовал, но по телефону отдал распоряжение своим сотрудникам передать следователям ключи от заинтересовавшего их губернаторского сейфа. Однако вместо этого у следственной бригады почему-то возникла идея вскрыть сейф автогеном. В сейфе кроме бумаг хранился именной пистолет Аяцкова. В итоге следственная бригада избрала третий путь — сейф унесли, не вскрывая.

В рамках возбужденного уголовного дела Аяцкову было предъявлено обвинение по ст. 286 ч.2 УК РФ "Превышение служебных полномочий". Губернатор, по мнению прокуратуры, превысил свои полномочия при реализации сделки с "Кейсами" в 1998 году. Затем Аяцкову предъявили обвинения еще по четырем эпизодам по ст. 286 и 285 УК РФ "Злоупотребление служебными полномочиями". Новые обвинения были предъявлены в рамках другого уголовного дела (или дел). Точно об этом не знают, кажется, даже в областной прокуратуре.

На практике в подобных случаях уголовные дела объединяют в одно производство. Но на этот раз события развивались слишком стремительно. 21 мая представители центра общественных связей (ЦОС) Генпрокуратуры заявили, что постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Аяцкова отменено, так как материалы предварительной проверки были недостаточно изучены. Было также заявлено, что дело передано в прокуратуру Приволжского федерального округа для изучения.

Если учесть, что 17 мая Дмитрий Федорович еще давал показания в областной прокуратуре, а 21-го с утра уже было озвучено заявление Генпрокуратуры, то надо признать, что прокуратуры всех уровней проявили небывалую оперативность. В течение двух дней уголовное дело было доставлено в Москву, изучено, было принято решение об отмене постановления и дело отправлено в Нижний Новгород. Работоспособность прокурорских работников поражает воображение. Но спешка все-таки дала о себе знать. Основание для прекращения уголовного дела, озвученное ЦОСом, в УПК отсутствует. На вопрос о том, по какой же статье было прекращено дело, в областной прокуратуре ответить отказались, сославшись на то, что постановление выносила Генпрокуратура.

Но неудовлетворенное журналистское любопытство не идет ни в какое сравнение с желанием главного фигуранта прояснить обстоятельства дела. Как сообщил адвокат Левченко, о постановлении Генпрокуратуры его подзащитный узнал из средств массовой информации. До сих пор он не получил официального уведомления о прекращении дела (или дел). Аяцков направил в прокуратуру ходатайство с просьбой разъяснить его нынешний статус, но ответа так и не получил.

В самом деле, положение Дмитрия Федоровича неопределенно. В случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим обстоятельствам все следственные действия считаются недействительными и мера пресечения автоматически отменяется. Аяцков же не знает, довлеет ли над ним обвинение и может ли он свободно передвигаться по стране. А вдруг одно из дел не прекращено и выезд губернатора, например, в соседнюю область прокуратура сочтет за попытку скрыться от следствия?

По словам Левченко, в прокуратуре ему предложили получить назад сейф его подзащитного. Адвокат в свою очередь попросил вернуть вещдок тем же способом, каким он покинул здание правительства. В результате дюжие омоновцы, изрядно потея и сдержанно матерясь, водворили так и не вскрытый сейф на место.

Как сообщил нашему корреспонденту источник в областной прокуратуре, уголовное дело якобы было направлено в Нижний Новгород только 25 мая. Решение об отмене постановления принималось без ознакомления с материалами дела, на основании мотивов, лежащих за пределами юриспруденции.


Изящный целитель

Илья КИБКАЛО

Редкое сочетание качеств можно наблюдать у растения, о котором пойдет речь далее, популярный однолетний цветок, неприхотливый в уходе, цветущий до самых заморозков, обладающий уникальными целебными свойствами. Все это — календула лекарственная, или, как мы привыкли называть, ноготки. Современная селекция предлагает довольно большое разнообразие этого цветка: отличающиеся друг от друга степенью махровости, цветовой гаммой — от бледно-желтого, оранжевого, до розового. Растение не требует никаких ухищрений при возделывании, холодостойкое, любит умеренный полив, растет как на открытых местах, так и в полутени, в связи с чем может занять место в приствольных кругах садовых деревьев. Календула может размножаться и самосевом, причем, в силу того, что ее семена крупные и довольно тяжелые, они не разлетятся далеко по вашему участку, а будут в основном локализованы в тех местах, где вы сажали этот цветок в прошлом году. При самосеве календула всходит обычно во второй половине мая и в июне уже зацветает. Цветение ноготков будет обильным и долгим, если регулярно удалять отцветающие соцветия. Кстати, это занятие можно совместить с пользой для себя, ведь корзинки цветов календулы являются лекарственным сырьем.

Как целебное средство это растение известно еще со времен древнегреческого врача Диоскорида. Современная медицина обнаружила в цветках календулы множество ценных веществ: органические кислоты, эфирные масла, флаваноиды, витамин С и др. Используют это растение как противовоспалительное средство, причем как для наружного, так и для внутреннего применения, для лечения органов желудочно-кишечного тракта, селезенки, почек, верхних дыхательных путей, как легкое желчегонное и противоопухолевое средство, при сердечно-сосудистых заболеваниях. И весь этот бесценный кладезь красоты и здоровья вполне может занять достойное место на вашем приусадебном участке.


Следствие закончено, забудьте

Владимир ГОРБАЧЕВ

А так славно все начиналось! Обыск, обвинение, подписка о невыезде; безупречная Законность в белых одеждах в лице прокурора Бондара, изобличенная Коррупция в лице растерянного Аяцкова… Но вот вмешалась Верховная Власть, дело прекращено, да так спешно, что обвиняемый узнает об этом из газет, прокуратура, кажется, тоже (по крайней мере в областной прокуратуре нам так и не смогли назвать статью, по которой прекращено дело), и безупречная Законность в лице прокурора Бондара отвозит тома дела, сей бесценный груз, в Нижний — пусть теперь там лежат, целей будут. Перед думой, правда, теперь стоит голодная палатка им. В. Мальцева. Ну и пусть стоит. Вон борец доктор Хайдер больше года сидел за убеждения у ограды Белого дома, и ничего не высидел, даже квартирку где-нибудь на Кутузовском проспекте. Нет, какие-то последствия у скоротечной истории с обвинением и оправданием нашего реформатора и мэроборца все же будут. Например, почему-то кажется, что выдвижения героя на третий губернаторский срок не будет. Ну, ручки не окажется заявление вовремя написать. Но и суда с полным разоблачением тоже не будет. А судить нашего губернатора, говорят, есть за что. Взять все те же комбайны. Утверждают, например, что средняя мировая цена хорошего комбайна в том далеком 1998 году была в 2–3 раза ниже, чем цена "Кейсов", купленных областью. Проведя небольшие подсчеты, нетрудно вычислить, что область переплатила порядка 13–14 миллионов долларов, осевших в чьих-то карманах. Правда, главный участник сделки, глава областной продкорпорации Гузев, чья подпись стоит под всеми документами, уже умер, но неужели нельзя задать пару-тройку вопросов губернатору, без санкции которого в то время в области ничего не делалось? Можно задать. И вопросы эти у прокуратуры, по слухам, есть: где-то в сейфе лежат материалы этого дела. Лежат и не двигаются. Можно задать губернатору вопрос и о судьбе 25 комбайнов из купленных ста. Куда они делись, неизвестно. Может, в родной Балтайский район?

Борцы с областной коррупцией, как голодающие, так и не прерывавшие пищеварительный процесс, ныне со скорбью в голосе возвещают, что Правда и Законность, увы, отступили, но продолжат борьбу в подполье. Правда, может, и в подполье, но генпрокурор Устинов, ведущий свою титаническую борьбу за сохранение за генпрокуратурой прежних ее функций в полном объеме, включая следствие, уж точно на службе. Складывается впечатление, что именно он дал санкцию на обвинение нашего губернатора, не спросив разрешения выше (не сдавал Кремль Аяцкова, не сдавал!). А теперь сверху пришла не санкция, а команда "назад". Так что перед нами не схватка Законности с чудищем Коррупции, а борьба бульдогов под московскими коврами. Иногда в ходе этой борьбы из-под ковра высовывается какой-то кусочек прежде скрытого от общественности дела, а иногда вывалится бывшее властное лицо в наручниках и со списком злодеяний. Спасибо и на том. Только таким и может быть торжество правды в наших условиях: нечаянным побочным результатом схватки пауков в чиновничьей банке.


На строительном рынке появилась новая услуга

На профильном рынке Саратовской области появилась новая услуга - управление строительными проектами. Это редкая, но чрезвычайно востребованная клиентами и необходимая услуга по надзору за строительными и ремонтными работами (особенно в малоэтажном строительстве при создании инженерных систем и коммуникаций).

Являясь полномочным представителем заказчика для любых третьих лиц и осуществляя техническое и организационное сопровождение работ на объекте заказчика, фирма, управляющая пректом, обязуется, что:

— соберет, обработает или запросит с согласия заказчика в соответствующих инстанциях данные, информацию и документы, достаточные для подготовки задания на проектирование;

— проведет переговоры с архитекторами, дизайнерами для определения главного инженера проекта (ГИП) и согласует эту кандидатуру с заказчиком;

— проконтролирует выпуск проектной документации в оговоренные сроки и в объеме, соответствующем установленным нормам и правилам;

— проведет тендер по выбору генподрядчика или подрядчиков на отдельные виды работ и обобщит результаты тендера для удобства восприятия их заказчиком;

— в процессе производства ремонтных работ и монтажа оборудования будет участвовать в переговорах, оказывать технические консультации, контролировать исполнение бюджета, оказывать содействие в проведении испытаний и участвовать в подписании актов приемки скрытых работ;

— осуществит инспектирование качества используемых материалов;

— на всех стадиях производства работ будет координировать работу подрядных организаций, задействованных на объекте;

— будет участвовать в подписании актов сдачи — приемки объекта в эксплуатацию.

Целесообразность осуществления технического надзора и управления строительными работами обусловливается необходимостью присутствия специалиста на строящемся или ремонтируемом объекте, продиктованной тем, что в современных условиях проведения работ требуется не только учитывать технологию производства работ (сегодня большим подспорьем в строительном деле стали георадары, приобрести которые можно, зайдя в любой магазин георадаров), но и четко понимать, в какой последовательности и почему следует устанавливать то или иное оборудование и системы, какая документация и в каком объеме должна сопровождать работы. Одновременно необходимо осуществлять оптимизацию всех процессов, в целях сокращения общих сроков ремонта и издержек строительства.

Попытка возлагать вышеуказанные функции на архитектора проекта в большинстве случаев несостоятельна. Являясь по определению творцом, архитектор не может быть прорабом.

Надеяться на ответственность и профессионализм подрядчиков — также не лучший выход. Зачастую подрядчик предлагает решение вопроса исходя только из собственных возможностей и используемых материалов и оборудования, наиболее выгодных ему условий или просто в силу недостаточной осведомленности.

При недостатке времени и занятости заказчика своей сферой деятельности управление процессом ремонта может выйти из-под контроля. И проблемы во время ремонта могут возникнуть разные: некачественные работы, несоблюдение технологий, отсутствие оптимальных и рациональных решений, игнорирование важных технических факторов и многое другое. И экономия на оплате труда управленца, представляющего ваши интересы как заказчика, может дорого обойтись.

В Саратове такого рода работами занимается, в частности, ЗАО “Деко”. Тел. 45-15-45.


Школа бальных танцев

Виктор СТЕПАНЫЧЕВ

Сосед мой Сергеич последнее время увлекся радиостанцией "Радио-шансон", хотя ещё вчера его привлекало, как ни странно, изготовление противопожарных дверей. Сегодня там передали песенку про школу бальных танцев. Ту, в которой поется про "две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и два назад". Сергеич, от избытка чувств, даже начал подпевать, а потом сказал, будто слова этой песни ему что-то напоминают, причем не в прошлом, а совсем даже в настоящем.

Недавнее действо с возбуждением уголовного дела против губернатора Аяцкова очень подходит под веселые песенные "шаг вперед и два назад" (просьба не путать с более чем серьезной статьей В.И. Ленина). Обвинение по двум статьям о злоупотреблении и превышении служебных полномочий вызвало бурю эмоций во всех средствах массовой информации, от федеральных до местных. А уж какие чувства выплеснулись у жителей Саратовской губернии, не стоит объяснять! От радостно-неверящих обывательских "наконец-то добрались" и " все-таки есть на свете справедливость" до панических чиновничьих "что делать и куда бежать?". Неубедительные заявления губернатора на пресс-конференции о политической подоплеке инсинуаций прокуратуры, его чересчур честный взгляд и заметно подрагивающие руки подтвердили радость и ужас вышеназванных категорий граждан и серьезность намерений областных правоохранителей.

Стоит заметить, что паника охватила не только местных чиновников, автоматически по типу летки-енки паровозиком прыгающих следом за Дмитрием Федоровичем на нары, но и их собратьев по всей стране. Это же на святое руку подняли, на номенклатуру! А если данная болезнь примет формы эпидемии и распространится дальше?! А тут еще и генеральный прокурор Устинов подлил масла в огонь, исполнив танец с саблями, пообещав добраться до губернаторов дальневосточных регионов. Заявление Аяцкова об уходе в отпуск на время проведения следствия почему-то привело в испуг полпреда президента по Приволжскому федеральному округу господина Кириенко. Он талантливо станцевал умирающего лебедя с причитаниями "на кого же ты нас покинул" и "вернись, я все прощу". Странно, конечно, к чему такие страсти по Аяцкову? Дошло до того, что ситуацию с саратовским губернатором стали сравнивать с прогремевшими в свое время узбекским и туркменским делами. И аналогию глубокомысленную провели, что именно с тех событий и начался распад Советского Союза. Вот так-то, и никак иначе! А мы-то, обыватели, по простоте своей подумали, что прокуратура просто решила воздать должное распоясавшемуся чинуше.

Прекращение уголовного преследования (временное?!) повергло в растерянность не только обывателей, но и средства массовой информации. Такого неприкрытого давления на органы прокуратуры никто не ожидал. Где власть закона и правовое поле? Остается только гадать, перед кем в Москве исполнил лезгинку и кому упал в ножки Дмитрий Федорович: "Не губите неразумного!" Так что можно констатировать, что в борьбе с коррупцией победила коррупция.

Подобный исход можно оценить как пощечину областному прокурору Бондару. И не только ему, а и руководителям ГУВД и ФСБ. Ведь именно они в октябре прошлого года приняли решение выступить против коррупции и попрания закона в губернии и главного виновника и вдохновителя этих безобразий Аяцкова. В подобной ситуации для господ офицеров есть три выхода. Первый: застрелиться (слишком театрально). Второй: сорвать с себя погоны и уйти в отставку (старомодно и не менее театрально). Третий и самый приемлемый: стиснуть зубы, пережить временный позор и довести дело до конца, то есть до суда над гражданином Аяцковым.

А виновнику торжества (временного) хочется напомнить русскую народную мудрость: раньше сядешь — раньше выйдешь. Вот такая она — школа бальных танцев по-российски, вам говорят...


Обыденная мистика

24.10.2013

Анна САФРОНОВА

Имя Людмилы Петрушевской в отечественной прозе держится крепко и ровно, не вызывая особых критических баталий. Да и по какому поводу копья ломать? Проза как проза, лишенная покушений на эстетический скандал, проза, которую не коснулись ветра перемен. "Дом с фонтаном", выпущенный издательством "Вагриус", от других книг отличается тем, что там собраны полумистические, если можно так сказать, рассказы Петрушевской. Понятно, это делается не сразу, не с первого рассказа. Герои "Новых Робинзонов" прячутся непонятно от кого: сначала выбираются в деревню, потом окапываются в лесу — и так далее. Процесс борьбы за выживание описан чуть ли не в традициях "военной" прозы, и кажется, что именно об этом периоде и идет речь. Но нет, мир оккупировали непонятные "они", стремящиеся уморить род человеческий. Зато начиная со второго рассказа герои Петрушевской уже откровенно начинают совершать путешествия в потусторонний мир, где все так же обыденно, как и в нелучшем из миров. Нина из "Посейдона" оказывается замужем за сыном бога моря, он ведет себя как самый обычный рыбак и ремеслом своим кормит семью, ну разве что у него нет возможности, как у обычного семейного человека, купить конвекционные печи, мультиварку или, скажем, кухонный комбайн. Вообще литературные герои часто посещают прозу Петрушевской: помимо вышеупомянутого Посейдона имеют место в книге Христос в виде бомжеватого алкоголика и Александр Блок, никак не трансформированный, а в самом что ни на есть натуральном виде являющийся своей поклоннице. Но "новых" покойников не в пример больше. Героиня рассказа "Где я была", к примеру, общается со старушкой, которая две недели как скончалась, и добрая эта старушка прогоняет женщину от себя, из своего мира мертвых, тем самым спасая ей жизнь. А в "Доме с фонтаном" отчаявшийся отец погибшей девушки за деньги добивается реанимации трупа, и в своих видениях встречается с мертвой дочерью и не дает ей съесть сырое сердце — и девушка оживает. Рассказывает такие истории Петрушевская в духе незатейливых страшилок: "Одну девушку убили, а потом оживили"… Такие истории с замиранием сердца каждый слушал в детстве, затаясь в темноте под одеялом. Но Петрушевская не просто развлекает читателя, а, несколько в духе соцреалистической прозы, довольно настойчиво предлагает нравственный аспект. Ее герои должны, как правило, совершить так называемый "нравственный выбор". Например, девочка из рассказа "Глюк" получила чудесную возможность исполнять все свои желания, но если она пожалеет кого-то, то эту способность утратит — такая вот разновидность "Шагреневой кожи". Самая неназойливая в смысле "нравственной обязательности" вещь из книги — рассказ "Новая душа": душа погибшего переселилась в иное тело, и это иное тело вместе со старой душой вернулось к своей семье: старухе, жене и сыну, который папу в новом виде не признал. Самое же важное у Петрушевской — более важное, чем мистика — это то, что пишет она о бедности. О нашей, отечественной повсеместной бедности, о бесконечном квартирном вопросе, о том, как бедность душит людей, как уродует отношения между ними. "Главное — это проблема нищеты. Вопиющая нищета, приправленная (со стороны главного действующего лица, крошки М.И.) полной беззаботностью, т.е. когда нет чулок и колготок (их нет), свободно побежит по морозу в носочках и тапочках, скажем, в консерваторию по бесплатному билету, который достался от подруг", -— цитата эта, между прочим, не из "Дома с фонтаном", а из нового рассказа Петрушевской, опубликованного в апрельской книжке журнала "Октябрь". В этом отношении Петрушевской в русской прозе наиболее близка, пожалуй, Нина Горланова, вечно пишущая о необходимости духовного противостояния нищете. А мистика у Петрушевской — самая что ни на есть обыденная.


Менеджмент в чиновничьих коридорах

Почему власть в Энгельсе функционирует лучше, чем в областном центре

25.10.2013

Александр СВЕШНИКОВ

Принято считать, что хороша та власть, которую не замечают. Отчасти это правильно, однако в реальной жизни люди хотят все же видеть, что дела местной власти не противоречат их интересам. И хотя простой обыватель не любит читать о системе правления, поскольку ему, в целом, все равно, как и за счет чего достигается результат, знай он заранее, какими принципами в осуществлении управленческой политики будет руководствоваться тот или иной кандидат на пост высокого уровня и какие технологии будет использовать, смог бы заранее, а не потом, "на собственной шкуре", оценить степень достоверности предвыборных обещаний местных начальников.

В администрации Энгельсского муниципального образования давно поняли: эффективное руководство невозможно без выработки чётко организованной системы управления подразделениями, как, к примеру, невозможен эффективный it аутсорсинг без взаимного доверия в отношениях между заказчиком и исполнителем. В первую очередь это относится к организации работы коллегиальных органов. В настоящее время такие органы действуют во многих комитетах, управлениях и отделах ЭМО. Это совет директоров, консультативный совет по предпринимательству при главе муниципального образования, молодёжный совет и др.

Особую роль играют коллегии администрации. Именно на них проходит процесс обсуждения и отработки важнейших стратегических направлений развития территории муниципального образования. Каждому заседанию коллегии предшествует большая подготовительная работа: скрупулезно изучается сегодняшнее положение дел, ресурсы, потребности населения, опыт других муниципалитетов и регионов.

Главная особенность коллегий — это отсутствие кулуарности. За месяц, а иногда и за полтора, в газете "Наше слово" публикуется подробная информация о начале подготовки к коллегии. До жителей доводится цель предстоящего заседания, к ним обращаются с просьбой принять участие в обсуждении. По большинству вопросов, выносимых на коллегию, проводится анкетирование среди жителей. Такая многоплановая работа позволяет рассмотреть проблему комплексно.

В администрации проведена большая работа по изменению ее структуры. Результатом стало уточнение функций каждого структурного подразделения, устранение дублирования и более чёткое функциональное разграничение, сокращение кадрового состава. Структура администрации претерпела существенные изменения: несколько подразделений ликвидированы, другие изменили свой статус, сократилась численность административных работников.

За два с небольшим года удалось увеличить муниципальный бюджет. В первую очередь, это позволило расплатиться с долгами за ТЭР, которые перешли в наследство от прошлого руководства, отрегулировать механизмы взаимодействия с энергоснабжающими организациями. Теперь над жителями ЭМО не висит "дамоклов меч" отключения электроэнергии.

Как известно, одна из самых проблемных сфер — это ЖКХ. Раньше все вопросы обслуживания жилого фонда, благоустройства, лифтового хозяйства, ремонта и строительства дорог были в ведении комитета ЖКХ. Количество функций не давало возможности комитету решать их качественно. В связи с этим было принято решение четко разграничить функции, создав муниципальные предприятия. Проведены кардинальные изменения системы управления отраслью, и одним из направлений этой работы является развитие рыночных отношений.

Сегодня можно наблюдать первые результаты. Проблема вывоза мусора практически снята не только в районах многоэтажной застройки, но и в частном секторе, отлажено взаимодействие с бизнес-структурами и организациями, выросло количество платных услуг, оказываемых населению. Созданное МУП "Благоустройство" не только не убыточно, но и приносит прибыль. Позволила улучшить обслуживание жителей многоэтажек и проведенная диспетчеризация лифтового хозяйства. Увеличены затраты на капитальный ремонт жилищного фонда и на благоустройство территории муниципального образования. Практически завершена начатая два года назад работа по передаче жилого фонда ЭМО в обслуживание частным предприятиям.

В Энгельсе уже стали забывать, как на центральных улицах дороги были расцвечены заплатами из битых кирпичей — результат ямочного ремонта. Сейчас основные магистрали выглядят вполне достойно. Если в 2002 году было отремонтировано 90,4 тыс. кв. м автомобильных дорог на сумму 20,3 млн. руб., то в 2003 году отремонтировано 268,1 кв. м на сумму 118,3 млн. руб.

С недавних пор "газели" во многих городах стали играть доминирующую роль и вытеснять другой общественный транспорт. Затем пришло понимание того, что большое количество малогабаритного транспорта повлекло за собой загруженность магистралей, а отсюда и рост количества аварийных ситуаций. В ЭМО эту проблему восприняли по-своему. Решили, что нельзя снимать "газели" с маршрутов, где не требуется транспорт большей вместимости из-за незначительного пассажиропотока. По-прежнему незаменимы "газели" на отдаленных маршрутах. Однако на центральных магистралях, где пассажиропоток особенно велик, "газели" постепенно заменяются на комфортабельные автобусы. В результате люди перестали часами ждать нужного транспорта. Благодаря вновь созданной диспетчерской службе все транспортные потоки отрегулированы.

В Энгельсском муниципальном образовании сложилась устойчивая система взаимодействия муниципальной власти с жителями: приемы граждан по личным вопросам, встречи в трудовых коллективах и по месту жительства. Организуются "прямые линии", ведется сбор пожеланий от граждан по специальным телефонам. Сам ход работы собрания актива ЭМО транслируется в прямом эфире по муниципальному радио. Жителями неоднократно высказывались претензии к управлению землепользования по поводу несвоевременного оформления земельных участков. На последнем заседании собрания актива муниципалитета главой было дано поручение передать часть функций, касающихся этих вопросов, из управления землепользования в комитет по управлению имуществом. В настоящее время это решение выполнено и жалобы прекратились.

Современный глава администрации — это прежде всего менеджер, который выполняет координирующую и контролирующую роль. Недаром нынешний глава Энгельсского муниципального образования Михаил Лысенко — носитель управленческой культуры бизнес-класса — перенес в чиновничьи коридоры такие важные принципы, как "не можешь — не обещай", "заключил договор — выполняй". И он же сам часто является инициатором новых управленческих решений, требуя такого же подхода от своей команды.

Власти, в отличие от бизнеса, всегда не хватало осознания триады: созидание — новаторство — развитие. Лысенко сумел в своей команде эти три слова сделать основным слоганом. Потому феномен Лысенко и проявляется в формировании новой управленческой среды, в принятии решений, непременно приводящих к движению вперед. Это отличает его от многих представителей управленческой элиты.


Бармен пишет президенту

Александр КРУТОВ

25 мая на площади перед областной думой появилась палатка. Развешанные вокруг нее лозунги "Долой Аяцкова!" и стол для раздачи агиток "Комитета по борьбе с Д.Ф. Аяцковым" не оставляли никаких сомнений в политической направленности мероприятия и личностях его организаторов.

05.11.2013

Как сообщил мне помощник депутата Мальцева Вячеслав Меркулов, первоначально предполагалось, что голодающий будет добиваться ареста Аяцкова (заявка на акцию подавалась спустя два дня после возбуждения уголовного дела). На мой вопрос о продолжительности акции последовал лаконичный ответ: "Мы с ним договорились на 20 дней, но не уверены, выдержит ли…" Непростое бремя многодневного отказа от хлеба, макарон, мяса и прочих продуктов, от которых сегодня в магазинах ломятся прилавки и холодильные витрины, решил взвалить на свои плечи 38-летний житель Саратова Игорь Кармишин. Игорь Юрьевич оказался не очень общительной натурой. О себе он смог сообщить лишь то, что работает барменом в закусочной на Ульяновской. В качестве побудительного мотива голодовки господин Кармишин назвал недовольство личностью и деятельностью губернатора Аяцкова.

В специально заготовленном для прессы тексте телеграммы Игоря Кармишина, отправленной 25 мая на имя президента России Владимира Путина, сообщалось: "Прекращение дела принесло разочарование и недовольство. Люди перестают доверять Федеральной власти. В каждом троллейбусе, каждом магазине говорят о том, что Аяцков съездил в Москву и откупился деньгами".

Примерно через десять дней организаторы рассчитывают провести митинг, который, возможно, станет кульминацией мероприятия. По иронии судьбы палатка голодающего установлена как раз на том самом месте, где в начале марта некие анонимные доброхоты из несуществующего "Комитета по борьбе с насилием над женщинами" устроили что-то вроде митинга в сопровождении кукольной инсценировки. Главной мишенью для изливания "народного гнева" была в ту пору кукла Вячеслава Мальцева. Теперь Мальцев возвращает долг "обидчику" Аяцкову той же самой монетой и на том же самом месте.


Второй бездомный театр

12.11.2013

Александр КРУТОВ

Осенью этого года Саратовский муниципальный театр "Версия" вступает в свой 15-й театральный сезон. Но где будет праздноваться этот юбилей, пока неизвестно. Дело в том, что 1 июля истекает срок пребывания театра на его нынешней сценической площадке - в "красном зале" бывшего кинотеатра "Победа". После чего "Версия" станет вторым "бездомным" (после АТХ) муниципальным театром Саратова. О том, почему это произошло и что ждет театр в новом сезоне, рассказал журналистам художественный руководитель "Версии" Виктор Сергиенко.

Пребывание театра "Версия" в здании бывшего кинотеатра "Победа" началось пять лет назад с красивого жеста мэра Саратова Юрия Аксененко. На одном из публичных мероприятий Юрий Николаевич "подарил" театру АТХ зал кинотеатра "Победа". И хотя тогда, как и позже, труппа АТХ не имела своей стационарной сценической площадки, тем не менее худрук этого театра Иван Верховых предпочел не принимать "мэрский подарок" — в таком плачевном состоянии находился зал. После чего "подарок" Аксененко был предложен театру "Версия", который и вселился сюда, в "красный зал". Любопытно то, что о произошедшей замене "облагодетельствованных" им театров мэр долго ничего не знал.

Понятие "подарок" в представлении нашего мэра выглядело весьма своеобразно. Спустя два года после "дарения зала" Саратовская городская дума, председателем которой также является Аксененко, приняла решение о продаже всех помещений кинотеатра "Победа" в собственность АО "Крытый рынок". Одним из основных акционеров данного АО является весьма близкий мэру депутат гордумы Михаил Макеенко. Ну а чтобы не совсем обижать коллектив муниципального театра, при продаже было применено обременение. Городские власти обязали нового владельца в течение трех лет безвозмездно предоставлять зал театру "Версия". Оговоренные три года истекают 1 июля. Однако никаких обид, досады или горечи в адрес хозяев помещения, с которым придется расстаться, Виктор Сергиенко не высказал. По-видимому, не такое уж это большое счастье — делать спектакль, имея вместо фойе обезьяний питомник, террариум или выставку восковых чучел сексуальных монстров.

Какого-либо конкретного нового помещения руководство городского комитета по культуре театру "Версия" пока не предложило. На период переезда предполагается переместить весь реквизит театра в Городской центр национальных культур (бывший Дворец культуры авиастроителей). Возможно, к осени туда переедет и сам театр "Версия", если не удастся найти какую-либо площадку ближе к центру города. В настоящее время ведутся переговоры относительно зала бывшего Дома культуры им. К. Либкнехта около городского парка.

Что касается комитета по культуре городской администрации, то его председатель Виктор Егоров обещает лишь договориться с руководством ТЮЗа о предоставлении осенью тюзовской сцены для одного-двух юбилейных спектаклей "Версии". Таким образом, сегодня уже можно констатировать, что после АТХ "Версия" станет вторым бездомным муниципальным театром Саратова с аналогичным, по всей вероятности, концом. Подобно худруку АТХ Ивану Верховых, Виктор Сергиенко также уже нашел приложение своим режиссерским талантам за пределами "столицы Поволжья" — в Вольске.


Мелиорация сознания

Дата размещения на сайте: 02.12.2013

Сергей ЛЮБИМОВ

Массовое орошение пахотных земель в области кончилось социалистическим строем. Сейчас мелиораторы делят недвижимость.

В былые времена наша область считалась заповедником оборонных предприятий. Но даже тогда из ряда крупных промышленных гигантов своими масштабами выделялось здесь предприятие сельскохозяйственного назначения — "Глав-средневодстрой". Его бессменный руководитель Иван Кузнецов считался одним из влиятельнейших людей области. Дружба Ивана Петровича со всеми меняющимися секретарями обкома от Шибаева до Муренина позволяла ему уверенно смотреть в будущее.

В начале 90-х Кузнецов, всегда следовавший линии партии, начал акционирование "Главсредневодстроя". Мелиоративный гигант был переименован в ООО ПСФ "Саратовмелиоводстрой", учредителями которого стали 42 ЗАО, бывших некогда структурными подразделениями "Глав-средневодстроя". Возглавил ООО "Саратовмелиоводстрой" бывший 2-й секретарь обкома Валерий Ковалев, а Кузнецов стал его замом. Впрочем, работа в этой должности не мешает 78-летнему Кузнецову возглавлять три предприятия.

Видимо, поспешность в реализации официального курса помешала как следует проработать устав новорожденного общества. В части, касающейся прибыли ООО, устав содержит противоречия. Так, в пункте 4.1 сказано: "Целью деятельности общества является… получение прибыли", а в п.8.1: "Прибыль общества между учредителями не распределяется". Зато за счет прибыли предусмотрено развитие производства, создание резервного и валютного фондов (видимо, для дальнейшего развития производства). То есть ПСФ "Саратовмелиоводстрой" превратилась в "вещь в себе", не несущую какой-либо выгоды своим учредителям. Некоторые учредители считают, что неопределенность в отношении распределения прибыли была заложена умышленно.

Так или иначе, но ПСФ "Саратовмелиоводстрой" по отношению к своим учредителям повела себя по меньшей мере недружелюбно. Как известно многим горожанам, мелиоративное ведомство размещается в большом офисном здании по адресу: Московская, 55. Рыночная стоимость здания оценивается в десятки миллионов рублей. Часть помещений в этом здании занимают ЗАО-учредители. После целого ряда процессов Президиум Высшего Арбитражного суда РФ постановил, что помещения должны перейти в собственность размещающихся в них предприятий. Однако доли собственников до сих пор не выделены в натуре, и "Саратовмелиоводстрой" на протяжении уже восьми лет продолжает взимать арендную плату со своих учредителей.

Видимо, памятуя о решении суда, руководство неблагодарной "дочки" решило закрепить за собой право собственности. Автором этой инициативы стал Кузнецов. Большинство нынешних руководителей ЗАО-учредителей — бывшие подчиненные Кузнецова еще со времен "Главсредневодстроя". Кузнецов со своей помощницей Райковой начал объезжать некоторых руководителей ЗАО (многие из них базируются в районах области) со странными предложениями. При встречах Иван Петрович настойчиво рекомендовал переуступить доли в ЗАО за … 200 рублей. Эта сумма равна паевому взносу, внесенному каждым учредителем в далеком 1992 году. Учитывая только стоимость офисного здания, реальная цена пая каждого из учредителей превышает цену "щедрого предложения" в десятки тысяч раз. Подобный казус можно было бы приравнять к анекдоту и отнести на счет преклонного возраста крестного отца саратовской мелиорации, если бы не некоторые особенности. По словам директора ЗАО “Энгельсская лесоперерабатывающая база” Владимира Зубова, предложения о передаче пая сопровождались обещаниями применить административный ресурс к непокорным — от отлучения от подрядов до подключения к переговорам руководства правоохранительных органов. В результате около десятка руководителей ЗАО (например, директора АОЗТ “Тидротехник” Виктор Меркель и ООО СФ “Саратовканалстрой” Виктор Васильев) сочли предложение Кузнецова тем предложением, "от которого невозможно отказаться". Если учесть, что передача доли в ЗАО, в соответствии с уставом, невозможна без согласия участников, то можно предположить, что "Саратовмелиоводстрой" еще ждет череда судебных процессов.

Состоявшееся 26 марта отчетно-выборное собрание учредителей постановило наделить все организации, находящиеся в инженерно-производственном корпусе, площадями, которые они фактически занимают. Однако, учитывая склонность бывшего руководителя к приобретению недвижимости путем, не предусмотренным уставом ЗАО, это решение вряд ли будет выполнено.


Особенности национальной селёдки

Дата размещения на сайте: 03.12.2013

Штатный Гурман

И какой русский не любит селедку, она стала настоящим национальным блюдом. Говорят, американцы не понимают пристрастия русских к этой "полусырой рыбе", а мы не понимаем, как можно не любить жирную селедку с порезанным кольцами лучком и отварной картошкой - это же классика! Без селедки под шубой, или просто порезанной кусочками и украшенной луковыми кольцами, не обходится ни один домашний праздничный ужин. Но привычную закуску можно разнообразить, например, прикупив хорошие сотейники, приготовить селдь пряного посола или же сделать шведский рольмопс и еврейский форшмак.

Рольмопс

Необходимые продукты: 0,5 кг филе сельди, немного готовой горчицы, 2-3 маринованных огурца, 2 вареные моркови, 300 мл 3-процентного уксуса, 2 луковицы, черный перец горошком, лавровый лист.

Селедочное филе разложить на разделочной доске, слегка отбить и намазать тонким слоем горчицы. Разложить на филе небольшими ровными слоями мелко порубленные огурцы и морковь. Добавить по нескольку горошин черного перца и свернуть подготовленное филе в толстые рулетики. Чтобы они не распадались, скрепить зубочисткой.

Приготовить маринад: уксус вскипятить со специями — лавровым листом и черным перцем горошком. Подготовленные рольмопсы сложить в стеклянную посуду, пересыпая порезанным кольцами луком, залить маринадом и хорошо закрыть. Через сутки рольмопс готов, но желательно подержать его в маринаде 2–3 дня.

Селёдка в яблоке

Необходимые продукты: 2 крупных зеленых яблока, филе 1 селедки, 3 вареных яйца, майонез, зелень.

Яблоки разрезать пополам, вырезать часть мякоти, оставив слой около 0,5 см. Филе селёдки, яйца и оставшуюся мякоть яблока мелко порубить, заправить майонезом. Получившимся фаршем наполнить половинки яблок, сверху посыпать тёртым желтком, зеленью.

Селёдка в горчичном соусе

Необходимые продукты: 1 селедка, 2 луковицы. Для соуса: (из расчета на одну селедку) 1 ст. л. сухой горчицы, 1 ст. л. сахара, 0,5 стакана растительного масла, 0,5 стакана лимонного сока или 9-процентного уксуса.

Предварительно очистить селедку, выбрать из нее кости и порезать на мелкие кусочки. Лук порезать кольцами. В небольшой миске тщательно растереть горчицу со столовой ложкой сахара. Затем по каплям, не переставая растирать, втереть в эту смесь растительное масло, приблизительно 0,5 стакана, сколько "возьмет" горчица. (Если вливать масло быстро, соус потеряет свою однородность.) Так же постепенно добавить лимонный сок или уксус. Соус должен побелеть и стать жидким. В банку или пластиковый контейнер уложить селедку и порезанный кольцами лук. Залив соусом, поставить в холодильник не меньше чем на сутки.

Форшмак

Рецепт Бориса Бурды

Название этого классического блюда еврейской кухни переводится с немецкого как "предвкушение". Есть можно по-всякому, например, намазывать на хлеб с маслом, или как отдельную закуску

Необходимые продукты: 2 большие селедки, 0,5 л молока, 3 яйца, 1 ч. л. готовой горчицы, 2 ст. л. 9-процентного уксуса (лучше яблочного), 2 ч. л. сахара, 1/4 стакана растительного масла, мякиш половины батона, 2 кислых яблока, 2 луковицы.

Отделив филе селедки, замочить его на ночь в молоке. На следующий день в том же молоке замочить половину батона без корки. Яйца сварить и отделить желтки от белков. В желтки добавить черный молотый и душистый перец, горчицу, уксус, сахар, растительное масло, и все хорошо перетереть.

Пропустить селедку через мясорубку, перемешать с желтковой массой и пропустить еще раз вместе с яблоками и луком. Затем добавить часть оставшихся яичных белков, замоченный хлеб (предварительно отжав) и еще раз измельчить в мясорубке. Получившуюся массу хорошо перемешать.

Выложить форшмак в селедочницу, посыпать мелко нарезанным зеленым луком и зеленью, украсить остатками белков.


"Провинциальные танцы" и провинциальные вкусы

Дата размещения на сайте: 10.12.2013

Маргарита СПИРИЧЕВА

Всемирно известная труппа "Провинциальные танцы" в Саратове не собрала аншлаг. Свободные места были не столько на галерке, сколько в партере. Впрочем, те, кто пришел, в большинстве своем оценили неординарность и масштаб увиденного.

"Провинциальные танцы" — самая самобытная авангардная танцевальная труппа России, может быть, даже более известная за рубежом, чем дома. В родном Екатеринбурге, где труппа возникла в далеком 1990 году, "Провинциальные танцы" выступают лишь в редких перерывах между зарубежными гастролями, и каждый раз это большое событие для города. "Провинциальные танцы" неоднократно принимали участие в международных конкурсах и фестивалях, где работы коллектива отмечались высшими наградами. На Собиновском фестивале были показаны спектакли, ставшие обладателями национальной театральной премии "Золотая маска" — "Кленовый сад" и "Свадебка".

Недостаточная полнота зала вполне объяснима консервативностью провинциальных вкусов. Ценители классического балета в этот субботний вечер могли отдыхать. На сцене царил модерн, смесь искусства хореографического, пластического и драматического, основанная на незнакомых нам канонах различных европейских и американских танцевальных школ. Как пишут московские критики, эстетика "Провинциальных танцев" основана на жестком подчинении внешнего движения движению внутреннему, единой идее. Ей служат не только музыка и выразительные движения актеров, но и своеобразие костюмов, минимализм света.

Любители сюжетного искусства наверняка остались неудовлетворенными. Сюжетные линии были намечены таким исчезающим пунктиром, что не разобрать. Но, несмотря на это, зрителям были рассказаны две вполне драматичные истории, обе посвященные взаимоотношениям мужчины и женщины. Откровенность постановок поражала. Татьяна Баганова, хореограф-постановщик, нашла множество способов представить самые сокровенные сцены вполне достойным и аллегоричным образом: мужчина, пойманный женщиной в большой сачок; синхронные, и оттого понимаемые однозначно кувырки по сцене; женщина, ведомая мужчиной на привязи и т.п. И наоборот, более откровенные и простые приемы — темпераментные объятия, поцелуи и даже обнаженная грудь одной из танцовщиц — выглядели не то что не пошло, но даже не всегда сексуально. Как и мужчины, переодетые женщинами ни то в женские куртки, ни то в платья, не выглядели пародией, а только приемом.

Большую роль в использовавшемся изобразительном ряде играли волосы. То с их помощью одну из героинь "Кленового сада" лишают зрения (для этого их закалывают спереди, на лице), то романтические юноши прищепками прицепляют девушек за волосы к веткам дерева, составляющего единственный реквизит на сцене, а в самый драматичный момент спектакля герой вытягивает героиню из привязанного к дереву парика (по залу пробегает глубокий вздох, ведь то, что привязан парик, становится ясно только сейчас, а в первый момент кажется, что у героини отрываются волосы), а потом сам примеряется к этому привязанному положению. В "Свадебке" на музыку Стравинского, наоборот, волосы у женщин убраны под платки, и только в финальной драматической сцене происходит отрубание косы у героини.

Вообще, трюки свойственны Багановой. Пожалуй, самый впечатляющий из них имеет мало отношения к танцам и пластике. Двое артистов, он и она, синхронно поедают с двух сторон здоровенную морковь, чтобы потом слиться в глубоком поцелуе, переходящем в танец. Хруст от молниеносно сгрызаемой морковки слышен в первых рядах.

Отдельная тема — свет. Его тоже хочется отнести к трюкам, поскольку его использование больше напоминает цирк, чем театр: очень часто сцена освещалась зеленым или красным прожектором, а в основном действие проходит в полумраке, в луче рассеянного света. Вот с таким рассеянным лучом вообще-то яркого современного искусства хочется сравнить появление "Провинциальных танцев" в Саратове. Мы что-то увидели, что-то почувствовали, но осталось ощущение, что неувиденного и непонятого значительно больше. Впрочем, подлинное искусство не обязательно должно быть понятным, оно должно быть эмоциональным. А уж эмоций в этот субботний вечер хватило на всех!


Теплообмен на заборе

Дата размещения на сайте: 31.12.2013

Маргарита СПИРИЧЕВА

На заборе можно просто написать, а можно нарисовать что-нибудь со смыслом, затем сфотографировав и напечатав на холсте или бумаге на Артвол себе в личную коллекцию. Например, разместить работу победителя конкурса детского рисунка "От теплых красок - к теплым чувствам!". Конкурс в течение месяца проходил в городской художественной школе. Дети пытались изобразить различные проявления энергии: энергию спорта, любви, весны, солнца и космоса и т.п.

В пятницу на одном из заборов по ул. Чернышевского возле здания "Саратовэнерго" была устроена выставка. До этого строгое, но непрофессиональное жюри отобрало победителя. Им оказалась десятилетняя Настя Макуненкова с работой "Энергия моей планеты" (фото внизу слева), эскиз которой и нанесли на забор. А затем ученики художественной школы сообща раскрасили этот эскиз из баллончиков (фото справа).

Рассказывает директор городской художественной школы Ольга Финогентова:

— В последнее время число детей, занимающихся в нашей школе, увеличилось. Мы даже озадачены, ведь у нас на пл. Орджоникидзе, 1, не такие уж большие площади. После переезда из центра города, в течение трех лет жизни в здании городского центра национальных культур, мы воспринимали пребывание там как явление временное. Почему-то очень многие считали, что мы здесь не надолго, а потом куда-нибудь переедем. И хотя в здании городская администрация школе не отказывает, но пока о переезде речь не идет. И наш коллектив решил перестать ждать. В этом году мы участвовали в десятке конкурсов, получали призы. А неделю назад нам прислали потрясающую бандероль. В ней были дипломы двум детям и диплом и медаль школе за участие в международном конкурсе "Водные фантазии 2004". Медаль, которую получила школа,— это большое признание нашей работы. К ней прилагается письмо из оргкомитета, в котором очень приятная для нас высокая оценка нашего уровня преподавания. Представляете, 25 работ наших учеников были отобраны из пяти тысяч и поедут на Всемирную выставку во Францию в ноябре!

Хочется поздравить художественную школу с таким событием и пожелать хорошо показать себя и во Франции. А заодно добавить, что поскольку саратовский конкурс "От теплых красок — к теплым чувствам!" проходил под чутким кураторством энергетиков, то художественная школа получила положительный заряд и от них: ей была оказана помощь в ремонте помещения.