"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (248) от 20 мая 2004 года

Любовные мотивы

Заметки о подростковой сексуальности

Константин КРАШЕНИННИКОВ, кандидат философских наук

Дети больше похожи на свое время, чем на своих отцов.
Персидская пословица

Для того чтобы заниматься сексом, у подростков есть множество причин, но лишь одна является по-настоящему основательной. Эта причина — физическое выражение настоящей любви, возникающей между двумя юными людьми. В этом они от взрослых не отличаются решительно ничем. Зато для того, чтобы сексом не заниматься, причин, по всей видимости, не меньше, и основательными являются они все: это и риск забеременеть или заболеть венерическим заболеванием, сложности бытового порядка и компромиссы, на которые приходится идти, возможные разочарования и приобретение дурной славы.

Однако, так или иначе, в наше время молодые люди вступают в половые связи куда раньше, чем прежде. Многих уже не шокируют шестнадцатилетние, а то и более молодые любовники. Обсуждать вопрос о том, плохо это или хорошо, — дело бессмысленное: это то же самое, что обсуждать погоду. Если такое явление существует, то нужно просто принимать его, видя его положительные и отрицательные стороны.

И тут нужно иметь в виду то, что многие подростки начинают половую жизнь, руководствуясь абсолютно неверными мотивами, а потом долго еще страдают от последствий.

Что же это за мотивы?

Прежде всего это желание чувствовать себя менее одиноким или стать более известным, популярным. "Я тебя люблю", "Ты мне очень нравишься" на самом деле часто значит нечто совсем другое: "Я сам (сама) очень хочу нравиться". Этот мотив относится скорее к девушкам.

Однако то, что девушки вступают в сексуальные отношения из ложных побуждений, не исключает и того, что их партнеры тоже руководствуются соображениями ложными, и девушки, спасающиеся сексом от одиночества, потом чувствуют себя еще более одинокими и, что хуже всего, начинают чувствовать, что их "просто использовали", уже окончательно позабыв то, что они и сами-то скорее хотели использовать сексуальные отношения как средство достижения каких-либо личных целей. К тому же, выясняется, что зачастую та популярность, известность, что приобретается этим путем, совсем "не та", что была бы желательна.

Еще один мотив — в желании продемонстрировать свою независимость от родителей. Насколько этот мотив реален, непротиворечив? Получается, что для подростка важнее, что думают о нем его родители, чем то, что он думает о себе сам. По сути, это демонстрация, скорее наоборот, внутренней зависимости от родителей. Разумеется, такой вариант сексуальных отношений — "от противного" — зачастую не приносит никакого удовольствия и радости и не служит положительным опытом для будущей жизни.

Ранний секс может явиться своеобразным подсознательным "криком о помощи", "сигналом тревоги", адресованным родителям. Это может означать безмолвный призыв к старшим посмотреть на себя, на свои межличностные отношения и на отношения к своему ребенку более пристально и внимательно, оценить их по-новому, попытаться понять, что в них "не так", и попробовать исправить сложившееся положение. Возможно, жизнь в семье делает ребенка настолько несчастным, что он вынужден сымитировать свою семь — пусть суррогатную, но такую, какую он видит "в идеале". Доказать родителям, что и его тоже "можно любить". Такие подростки пытаются утвердить свое "я" через секс только потому, что очень неуверенны, чувствуют в своих семьях себя незащищенными, ненужными, хотят таким образом подчеркнуть свою привлекательность.

Довольно частый мотив вступления в ранние половые отношения состоит в том, чтобы "удержать любовь". "Я так тебя люблю, а ты не понимаешь, не можешь ради меня отказаться от своих "предрассудков" насчет девственности", и т.д., и т.п. В принципе, это — тоже неверная посылка. Секс — это важная часть любых отношений между людьми, но это не может быть единственным основанием для того, чтобы люди были вместе. Такие отношения почти наверняка обречены на недолгую жизнь. Ведь новизна такого рода отношений со временем иссякнет, а останется лишь пустота и понимание того, что "ничего и не было". Молодой человек или девушка, угрожающие разрывом, если тот, кого он (она) "любит", не пойдет в постель, на самом деле, скорее всего, интересуется вовсе не ими самими как личностями, а именно сексом и лишь сексом. Это для них скорее вид спорта.

Еще одна причина, весьма распространенная, — подражание. "Потому что все это делают". Молодому человеку с формирующейся пока еще психикой порой трудно сопротивляться давлению общественного, группового мнения сверстников. "Да ты, наверное, какой-то не такой (не такая)? И не хочешь? А может быть, не можешь?" Порой достаточно нескольких таких вот "воспитательных бесед", и подросток начинает ощущать себя "не в своей тарелке", подумывать о том, что он и впрямь "какой-то не такой" и как бы это исправить. Результатом может стать стереотип восприятия сексуальных отношений как вида доказательства собственной полноценности. На всю оставшуюся взрослую уже жизнь.

Так или иначе, причиной многих и многих сложностей и проблем в сексуальной жизни большого количества людей является неполнота или вообще отсутствие сексуальной компоненты в семейном воспитании. Проще говоря, замалчивание этих "скользких вопросов" и уход от проблемы. В случаях, когда родители хранят молчание вокруг "этих самых" вопросов, дети так или иначе все равно найдут возможность выведать эти секреты. Причем от таинственности эти темы для них становятся лишь еще более притягательными. Примерно две трети подростков получают сексуальную информацию из случайных источников.

Однако многие психологи и сексологи и это считают благом. Ведь люди, дожившие до репродуктивного возраста в состоянии "полной невинности" — неинформированности в вопросах секса, по сути, совершенно беззащитны в этом смысле перед реальной жизнью.

Но все же сексуальная информация, полученная из несемейных и непедагогических источников, обладает одним существенным недостатком. Она преувеличивает лишь одну сторону любви — физическую. Это приводит к ранним разочарованиям в сексуальной жизни, ко взаимной подозрительности, в результате — к распаду супружеских пар, что в современной России достигло катастрофических размеров.

Существует и другая крайность. Это — "недозированная" сексуальная информация. Та, которая не учитывает возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, подростка. Ведь ни для кого не секрет, какую "бурю" и в общественном мнении, и в печати в свое время вызвали программы "сексуального просвещения" школьников младших классов. Отдельный вопрос — были ли готовы к такому просвещению сами их родители (они-то, собственно, и возмущались). Дети не возмущались. Однако же, факт, что благодаря таким программам современный подросток знает гораздо больше о "механизме" любви, о половом акте, который описывается в таких просветительских программах языком "инструкций по применению", напоминающим советы по установке Windows. Собственно же понятия "любовь" в том смысле, к которому наше общество приучено классической русской (и не только) литературой, такие программы не дают. Да, пожалуй, и не их это задача.

Огрехи, допущенные в ходе сексуального воспитания, часто ложатся тяжелым грузом на всю последующую жизнь человека. Наиболее тяжелыми последствиями ошибок в воспитании у детей и подростков здоровой и нормальной сексуальности являются садизм, мазохизм. Но не стоит сбрасывать со счетов и более "мягкие" формы — андрогинность, феминизацию юношей и маскулинизацию девушек… При определенной тактике сексуального воспитания гомосексуальные тенденции закрепляются (например, при ограничении родителями контактов подростка с представителями противоположного пола).

Пусть наши дети будут воспитаны так, чтобы они относились к настоящей любви не как к "сумме технологий", а как к глубокому и серьезному чувству. Каким она и является в действительности.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2112013174356&oldnumber=248