"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (246) от 29 апреля 2004 года

Школа будущего будет продуктивной

Дата размещения на сайте: 29.07.2015

Елена НАЛИМОВА

26 апреля в главном корпусе педагогического института СГУ прошла международная научно-практическая конференция "Проблемы реализации принципов продуктивного обучения в профессиональном и допрофессиональном образовании", организованная лабораторией продуктивного образования кафедры педагогики пединститута и лабораторией культурологии образования института педагогических инноваций РАО. "Богатей" уже писал о теории продуктивного обучения — одной из последних и наиболее прогрессивных инноваций в среднем образовании, строящейся на принципе "обучение через деятельность". О реализации продуктивного подхода в образовании говорили участники конференции из Москвы, Тюмени, Уфы, Барнаула, Краснодара и Санкт-Петербурга. По решению оргкомитета, доклады зарубежных авторов, пожелавших принять участие в обсуждении, представлялись переводчиками научных работ, таким образом обеспечивалось интерактивное участие педагогов из Греции, США, Украины и Швеции.

Кроме представления докладов, программа включала мастер-классы для педагогов. Наибольшую аудиторию собрал мастер-класс "Образование как индивидуальные практики" главного научного сотрудника московского института педагогических инноваций РАО Наты Борисовны Крыловой. Она обратилась к коллегам с предложением высказать критические суждения относительно теории продуктивного образования, сама же выступила в качестве оппонента; на следующем этапе стороны поменялись ролями: теперь педагоги должны были отмечать достоинства концепции, а ведущая — критиковать. В таком подходе, по мнению Крыловой, проявляется основной принцип продуктивного образования: оно не должно "спускаться сверху", быть директивным; продуктивная педагогика предполагает активное, заинтересованное участие самих педагогов и их учеников. Должны остаться в прошлом методички с четкими предписаниями, продуктивная педагогика — открытая система с гибкими правилами. Другой вопрос, готова ли к этому современная школа, среднестатистический педагог. Крылова ответила на этот вопрос так: "Конечно, наша современная школа мало приспособлена для настоящих инноваций, так как система образования построена очень жестко. Образование в России идет галсами — послабление, затем ужесточение, сейчас наступило время очередного ужесточения. Модернизация и реализация теории продуктивной школы будут возможны только в условиях либерализации, демократизации школы, кстати, эти принципы заложены в самом законе об образовании. Я надеюсь, что наконец не чиновники, а само педагогическое сообщество осознает: мы можем самостоятельно совершенствовать формы обучения. Ведь образование развивается не оттого, что внедряется что-то новое, а потому, что импульс и интерес к переменам исходит от самих преподавателей и учеников. Продуктивное обучение — это способ сделать образование открытым, школу — действительно личностно ориентированной, предоставить и ребенку, и педагогу реальную свободу выбора. Чем больше людей будет стремиться к этому, тем быстрее ситуация изменится к лучшему". В докладах участников конференции было представлено несколько передовых систем и методик продуктивной школы, среди которых — применение электронной почты, ролевые игры на занятиях английского языка, проектная деятельность школьников с использованием информационных технологий и другие. Глядишь, и смс рассылки с домашним заданием появятся...

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29072015173918&oldnumber=246