"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (246) от 29 апреля 2004 года

Культура на селе

Дата размещения на сайте: 01.05.2014

Маргарита СПИРИЧЕВА

В понедельник в торгово-промышленной палате прошел "круглый стол" на тему "Культура на селе: состояние и тенденции развития". Как признался областной министр культуры Михаил Брызгалов, его задачей было вскрыть деликатную проблему, о которой стараются не говорить. Проблема проста: нужна ли культура селу?

Впрочем, всерьез никто не рассматривал ответ "нет". Практически сразу стали говорить о способах работы на селе.

К слову, о работе. Ещё одной по-прежнему актуальной проблемой для села является необходимость привлечения специалистов различных профилей для работы в сельской местности. Сегодня молодые выпускники очень неохотно едут трудоустраиваться в подобные населённые пункты, предпочитая им крупные города и подыскивая себе работу в Алмате, Самаре, Москве, Санкт-Петербурге... Однако это уже отдельная тема для разговора.

Для начала министр обрисовал общее положение дел, характерное для России в целом: на 26 процентов с 1997 года снизилось число сельских клубов, на 8 процентов сократилось число библиотек, а книжный фонд в них стал беднее на 14 процентов. При этом около 90 процентов книг подлежит списанию по ветхости. Кинопрокат почти не работает, да и посещаемость киносеансов упала. Несколько лучше ситуация с музеями. Их число даже несколько выросло за счет народных музеев. Но жить им при смене статуса легче не стало. Став муниципальными, они не могут получить денег от глав администраций.

Кстати, именно позиция главы того или иного муниципального образования называлась как одно из главных зол. Именно они всеми правдами и неправдами уклоняются от оформления подписки для сельских библиотек. Даже когда областной бюджет выделяет деньги именно на это, они находят возможность потратить их на другие нужды. Именно они не направляют музейных работников на обучение в областной музей краеведения, хотя от них только и требуется, что оплатить дорогу. А руководители областной филармонии поделились своим наблюдением: когда филармония сама организует в районе концерт, у них все билеты проданы и полный зал людей. Когда же концерт устраивается по так называемому "социальному заказу", то есть по договору с министерством культуры и районной администрацией, в зале тридцать человек. Брызгалов даже сгоряча заявил, что "социальный заказ" отменяется.

Впрочем, позиция глав — только полбеды. Вторая и главная половина состоит в том, что село зачастую остается равнодушным к тому, с чем приезжает его просвещать областной центр. Чем же должны заниматься деятели культуры: давать востребованный продукт, зачастую не самого высокого пошиба, или насаждать то, что считают культурой они сами? Ответа на этот вопрос на "круглом столе", конечно, не нашли, но к частичному его решению слегка приблизились. Очень интересно было узнать, что, оказывается, в Саратовском районе растет потребность в музыкальном образовании: при имеющейся квоте в 10 мест в отдаленном селе Юрловка в музыкальную школу в прошлом году захотели записаться сразу 25 детей. И, оказывается, сельский зритель очень даже любит ходить в театры и на концерты, если заранее узнает, что ему предлагают. Приводили пример, что в первый день на концерт пришло 20 человек, а уже на второй был полный зал, потому что эти двадцать поделились впечатлениями. Кстати, все пришли к общему мнению, что легче зрителя привезти из района в театр, чем театр тащить в райцентр. Ну и наконец, сельские зрители оказываются неподготовленными к потреблению искусства, потому что им не на чем готовиться. Канал "Культура", уникальное в этом смысле явление, даже в Саратове ловится с помехами. А в Заволжье и местные каналы не ловятся.

Есть и другая сторона проблемы — потребительские качества "культурного продукта", который везут в село. Ведь никто обычно заранее не исследует, что именно интересно жителям, какие у них вкусы и пристрастия. Есть стандарт — народные песни и пляски, и, например, кино. Хорошо еще в Саратовском районе купили "киновидеопушку" и теперь показывают кино со свежих DVD-дисков. А в большинстве случаев сельчанам предлагаются "культурные консервы", хотя им, как и всем, тоже хочется чего-то нового и свежего. Искать новые формы не приходит в голову даже министру культуры. Между тем культура и искусство — живые явления и не могут существовать без поисков и экспериментов. Видимо, пока нашей культуре не хватает инфраструктуры, чтобы обеспечить сельским жителям оперативное поступление качественного культурного продукта и возможность выбора того, что именно им по душе.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1052014153745&oldnumber=246