"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (245) от 22 апреля 2004 года

Неадаптируемый адаптатор

Дата размещения на сайте: 08.12.2014

Анна САФРОНОВА

Книги Алексея Слаповского "Качество жизни" пока нет — повесть вышла в мартовском номере "Знамени" — но наверняка скоро будет. Совсем, казалось бы, недавно — в одиннадцатом номере "Дружбы" за прошлый год — Слаповский опубликовал вещь явно неудачную "Жили-были. Книга о современной жизни" — девять новелл, герой каждой из которых обладает лишь одним качеством: "Нечестный человек", "Влюбленный человек", "Пьяный человек" и так далее. И вот перед читателем — "Качество жизни", и эта проза убеждает: талант Слаповского не только не исчез, но окреп.

Герой "Качества жизни" Александр Николаевич Анисимов "родился в небольшом провинциальном городе, окончил МГУ, работал в разных газетах, сочинял бульварные романы, служил в издательстве, был брошен женою и сыном, но подобран молодой телевизионной красавицей, сделал с ее помощью карьеру и сам ее разрушил". Главное качество героя необычно: он — адаптатор, это одновременно и его дар, и его несчастье. Он постоянно мысленно редактирует все, что попадает в поле его зрения: рекламное объявление чистка ковролина, старый покосившийся дом, вечерний закат - не важно. "Я мысленно редактирую и все прочее: газетные статьи, объявления, вывески, рекламу, дома, улицы и другие городские пейзажи, то есть не только слова. И не просто сокращаю, а привожу в вид, соответствующий моим понятиям о гармонии и простоте. Искусство адаптации предполагает не только убрать лишнее, но и добавить что-то необходимое в сокращенный вариант. Я не согласен со словарями, это не упрощение, это оптимизация". Начинается повесть с 12-й главы, нумерация идет по убывающей, в нулевой главе кончается предыстория и возникает наконец завязка — встреча с героиней. И начинается новая, звездная жизнь героя. Алексей Слаповский ставит своего странного героя в странную же ситуацию. Адаптирует уже не он, адаптируют его. Для начала он время от времени начинает терять связь с реальностью и языком. Он слышит речь как сплошную "глокую куздру", которая "курдячит бокренка" (кстати, один из ранних рассказов Слаповского — "Глокая куздра") — и не понимает ее смысла. Одновременно реальная его жизнь заменяется набором мифов, которые лепятся вокруг него и Ирины на ТВ. У мифов есть конкретные хозяева, за этим стоят конкретные деньги и конкретная власть, а неучастие в этих играх грозит резким снижением пресловутого "качества жизни". В общем, из литературного поденщика, работающего аж под четырьмя псевдонимами, Анисимова превращают в З. Асимова, с имиджем полубезумного гения, а романы Асимова лепятся из того, что прежде писал под псевдонимами Анисимов. Финансовое благополучие сопровождается обострением болезни и полным внутренним тупиком: в один прекрасный день герой обзванивает всех друзей, спрашивая, есть ли Асимов полный бред и не пора ли его уничтожить — и получает утвердительный ответ. "Всякая адаптация стремится к нулю, ибо любой текст начинается с чистого листа или с мерцающей, пустой и мутной белизны монитора, а в природе все возвращается к тому, из чего произошло", — таков предварительный итог. Сюжет "Качества жизни" — живой, как и его язык: он сам себя оспаривает, перечеркивает, восстанавливает, переосмысливает — и все это на глазах читателя.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8122014235255&oldnumber=245