"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (245) от 22 апреля 2004 года

Школа на распутье

Дата размещения на сайте: 22.02.2015

Елена НАЛИМОВА

15 апреля в тесном зале средней школы № 6 собрались теоретики и практики образования - представители министерства образования области научные сотрудники вузов, директора, завучи и педагоги различных образовательных учреждений. Темой объявленной конференции стало повышение качества образования в условиях его модернизации. Судя по горячей дискуссии, временами выходившей за рамки регламента, именно вопрос модернизации волнует работников образования сейчас больше всего. К слову, вопросы технической модернизации на мероприятии не обсуждались. Для многих, увы, такие вещи, как интерактивная доска, vps сервер для хостинга школьного веб-сайта - в диковинку. Но всё ещё впереди.

Начиналось все мирно и спокойно — доклады участников, строгий контроль над регламентом со стороны представителей министерства, пока на сцене не появился первый нарушитель спокойствия, начальник отдела образования администрации Кировского района Виктор Малетин. По его словам, в последнее время из двух институтов, формирующих образовательную политику, — гражданского общества и государства, сложился явный перевес в сторону последнего, что еще раз подтвердило насильственное внедрение эксперимента по проведению единого государственного экзамена, не предполагающего альтернативы и свободы выбора. Вместо того чтобы создавать условия, государство, а не общество, становится главным заказчиком образования, то есть налицо — диктатура. Ученики и их родители сейчас практически не имеют возможности влиять на формирование учебного процесса, ни посредством собственных рекомендаций и пожеланий, ни через своих представителей во власти. Результаты ЕГЭ, по словам докладчика, — одна из возможностей для учителей и учеников заявить государству свой обоснованный протест, дескать, поэкспериментировали — и хватит, это не соответствует нашему менталитету и евразийской культуре образования. Ситуация, при которой все аспекты образовательного процесса регламентируются на федеральном, областном уровне, должна смениться системой, где учителям дана большая свобода действий.

После революционного доклада, затронувшего сразу две больные для учителей темы — ЕГЭ и деньги, собрание приобрело более откровенный характер. Выступления, декларирующие повсеместное введение профильных классов для благополучной социальной адаптации выпускников во взрослой жизни, сменялись утверждениями, что образование, напротив, должно быть средним, то есть делающим ставку не на углубленное изучение выборочных предметов, а на качественное освоение основных. Стандартам противопоставлялся индивидуальный подход. Многих присутствующих это ввело в замешательство, сидевшая рядом со мной преподавательница недоумевала: "Сами не знают, чего хотят!" Еще живы воспоминания о тех временах, когда на подобных собраниях озвучивалась только позиция власти, то есть давалось руководство к действию, здесь же предлагались альтернативные варианты.

Как стало ясно из сказанного с трибуны, новые программы сейчас апробируются в двухстах школах области, 40 учебных заведений являются инновационными. С 2006 года планируется повсеместный переход на профильное обучение в старших классах, и в связи с этим произойдет частичный пересмотр программы образования. Как только федеральный центр выделит средства, будут компьютеризированы все образовательные учреждения и создана единая информационная среда. Кроме средств, для осуществления этого проекта не хватает и кадров — 2500 учителей по области нуждаются в компьютерной подготовке. В стадии обсуждения — безотметочное обучение физкультуре, музыке и рисованию; что решит министерство, пока не известно. Волнует чиновников и "закрепление педагогических кадров", учителям Саратова и области были обещаны квартиры и социальная защита на должном уровне. Главным вопросом в стратегии развития остается повышение качества образования, при обязательной заботе о здоровье школьников. Возможно, в ближайшее время в школах будет введено религиозное воспитание, которое, как задумано, повысит идейную мотивацию обучения. Сейчас решается, как осуществить это намерение, не нарушив интересов граждан различного вероисповедания. На реплику из зала "А когда же нам учить детей?" последовал ответ: "Вы можете не учить их православию, но духовности придавать значение обязаны".

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22022015163440&oldnumber=245