"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (244) от 15 апреля 2004 года

Школа "делай что хочешь"

Дата размещения на сайте: 27.10.2014

В Саратов приходит педагогика свободы

Беседовала Елена НАЛИМОВА

Школа - отличное место! Там каждый делает что хочет, нет ни уроков, ни оценок, а учитель занят тем, чтобы выявить, чем ученик хочет заниматься.

Это не выдумка, не утопия, а передовое направление в образовании, именуемое "продуктивным образованием", или "педагогикой свободы". И даже если ваши дети закончили детские сады Петроградского района, новое направление отнюдь не будет лишним для их развития. 26 апреля в Саратове пройдёт международная конференция, посвященная этой методике.

Рассказывает один из организаторов конференции, доцент кафедры педагогики, старший научный сотрудник московской лаборатории культурологии РАО Екатерина Александрова.

— Почему ставится вопрос о продуктивности обучения? Означает ли это, что привычная система образования работает неэффективно?

— Основная суть теории состоит в следующем. Всегда есть дети, не вписывающиеся в условия массовой школы, не желающие соответствовать общему уровню. Отсюда конфликты, неврозы. Продуктивное обучение строится на личностных особенностях, индивидуальных интересах каждого ребенка. Практически это выражается в том, чтобы выяснить у ребенка, чего он хочет сам. Предположим, ученик увлекается фотографией. Хорошо: ему предлагается сделать свой индивидуальный фотопроект, и тьютор, то есть наставник, куратор, начинает работать с этим ребенком. И пока ученик фотографирует, куратор направляет его, чтобы он вышел на нужные знания. Например,

съемка на природе постепенно выводит ученика на область ботаники, сама фотография, которую нужно проявить, закрепить, напечатать, знакомит ребенка с химией, фото городских зданий — с архитектурой и историей. Таким образом выстраивается индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который он прокладывает сам, сам приходит к тому, что знания ему необходимы. Все познается через деятельность, через продукт, который ребенок создает.

— Имеется в виду чисто материальный продукт; а если у ребенка абстрактный склад ума, если он будущий художник или поэт?

— Продукт как результат деятельности ученика может быть как материальным, так и духовным — например, сочинением, стихотворением. Но во многих областях все настолько взаимосвязано, что трудно отделить прикладную работу от творческой. Взять хотя бы живопись: здесь и грунтовка холста, и разведение красок, и поиск сюжета. Существуют еще споры о том, является ли само по себе знание продуктом, например, изучение иностранного языка. Теория продуктивного образования отвечает на этот вопрос так: если знания являются для человека важными, значимыми, актуальными, т.е. помогают обрести прочную опору для будущей жизни, значит, они, несомненно, являются продуктом его учебы. Если же знания навязаны извне, по приказу учителя, они не будут личным продуктом ученика и не повлекут за собой цепочку интереса в дальнейшем.

— Исходя из этой теории, школа должна распасться на "индивидуальные проекты", а классы, групповые занятия не нужны?

— Нет, учитель должен организовать сочетание индивидуальной и групповой деятельности. Стандартное образование построено на том, что ребенок все время находится в группе, самостоятельные задания даются лишь побочно, им уделяется второстепенная роль. В продуктивном образовании все наоборот: ученик получает собственное задание, в процессе его выполнения он выходит в мир, приобретает разные навыки, и практические, и социальные. Но затем он обязательно возвращается в свою школу, группу, класс, и начинается следующий этап, который проходит через процесс рефлексии — изучения самого себя, своих эмоциональных переживаний.

— Это изобретение российских педагогов?

— Первоначально, как это часто бывает, эта идея возникла в России, термин "продуктивность" был введен в педагогику еще в начале ХХ века С.И. Гессеном и С.Т. Шацким, но единая школа, созданная после революции, поставила на этой теории крест. В советских школах об индивидуальном пути для каждого ребенка не могло быть и речи, во всех городах школьники решали одни и те же задачи в одинаковых учебниках. В 70-х годах теория продуктивного обучения возродилась в Америке и нашла отражение в образовательном проекте "Город как школа". Работает она так. Ребенок сообщает куратору о своих стремлениях, целях, затем учитель и ученик совместно разрабатывают план действий и составляют расписание необходимых занятий. В таких школах дети наряду с уроками в классах выполняют практические задания вне школы. Например, ученик увлекается кулинарией. Куратор предлагает ему поработать в кафе, попутно ребенок узнает, как устроено куриное яйцо, из чего состоит тесто, проводит калькуляцию продуктов, пытается найти себя в коллективе, приобретает новые знакомства. Ученик выходит в город, который становится для него школой.

В середине 90-х эта методика вновь вернулась в Россию и развивается в виде межшкольных учебных комбинатов. Раньше в школах на уроках труда мальчики делали табуретки, девочки шили, но никто не пытался вывести детей через технологию производства на новые образовательные уровни. Пришел, сделал, получил оценку, ушел — механическое выполнение задания. В продуктивной школе основной девиз — "ребенок — центр образования". Поскольку деятельность естественна для детей, они нанизывают на этот стержень все — эмоции, навыки, опыт общения.

— А если ребенку ничего не интересно? Ведь бывает и такое.

— Американскими педагогами, работавшими в системе открытого образования, описан случай, когда ученик два года "ничего не хотел", но постепенно, вращаясь в кругу увлеченных сверстников, когда все вокруг были чем-то увлечены, хвастались достижениями, он понял, что по-другому просто не интересно.

— Возможно ли появление методики продуктивного обучения в саратовских школах?

— Дело в том, что даже при нашей системе с четким расписанием, закрытыми классами, четким набором предметов возможно внедрение теории продуктивного образования в виде отдельных элементов. В Саратове этой идеей заинтересовалась завкафедрой педагогики педагогического института, профессор Галина Паринова. И в прошлом году возникла идея создания лаборатории продуктивного образования при кафедре педагогики СГУ, как филиала московской лаборатории. В лабораторию пришли коллективы лицеев и гимназий — так называемых "элитных" учебных заведений, где учатся достаточно одаренные, продвинутые дети. Но система, как раз наоборот, была создана для детей, которые не вписываются в условия массовой школы. За рубежом в продуктивных школах учатся те дети, которые в России поступают в обычные ПТУ. Но начинать с чего-то надо, в состав саратовского филиала лаборатории вошли лицей при СГАУ, преподаватели информатики из лицея прикладных наук, 43-я средняя школа, вольский педагогический колледж. Стандарты образования при такой системе не исключаются, но мы можем предоставить каждому ученику свой темп и порядок изучения материала.

Конечно, школа пока не готова к новым проектам. Учителя работают сверхурочно, средняя заработная плата оставляет желать лучшего. Бывает, приедешь с лекцией в школу, посмотришь на усталых женщин-учителей и понимаешь: говорить здесь об инновациях бессмысленно. Наверное, выход в том, чтобы пытаться решить некоторые задачи, не привлекая больших средств. Например, методика "Город как школа". Родители могли бы приглашать по нескольку учеников из класса, где учится их ребенок, к себе на работу. Достаточно брать по 2-3 ребенка и вводить их на несколько дней в рабочий процесс в магазине, офисе, кафе, давая выполнять посильную работу. А потом ученики вместе с классом могут обсуждать полученные впечатления. Например, мой сын (он учится в 11 классе) помогает нашей лаборатории делать свой сайт в интернете. Думаю, это для него хороший опыт.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27102014000933&oldnumber=244