"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (239) от 11 марта 2004 года

Сочувствующий мизантроп

Дата размещения на сайте: 15.03.2014

Анастасия ГУЛИНА

Издательство "Текст" продолжает выпуск серии современной зарубежной литературы, которая впервые переведена на русский язык и которая достойна занять своё место в наших книжных шкафах. Очередной томик представляет собой сборник известного норвежского писателя Хьеля Аскильдсена “Все хорошо, пока хорошо”, которого критики называют "литературной визитной карточкой Норвегии".

В сборнике представлены рассказы всех этапов длительного (почти пятьдесят лет) творческого пути писателя. Правда, расположены произведения практически в обратном порядке: последние рассказы открывают книгу, а ранние вещи писателя знаменуют ее прочтение от корки до корки.

Стартовал Аскильдсен в 1953 году сборником рассказов, где с лаконичностью Хемингуэя описывал отношения полов и поколений. И это в Норвегии, которая всегда гордилась чистотой воздуха и морали. Совершенно невинные по нынешним меркам рассказы были восприняты как посягательство на основы миропорядка. В родном городе книгу не только изъяли из библиотеки, но и сумели так надавить на психику отца писателя (депутата местного собрания), что тот собственноручно сжег книгу сына.

Начав литературную карьеру с недоверия и отчуждения, Аскильдсен все время продолжал в том же духе: его не любили коллеги, подозрительно относились к его рассказам критики. При этом с начала карьеры и до сих пор он считается в Норвегии эталоном стиля: ни единого лишнего слова в его рассказах не обнаруживается. Как говорит сам писатель, "гораздо большее удовольствие испытываешь, если находишь то слово, которое можно изъять из текста".

Что же касается содержания рассказов, то темы Аскильдсена были определены им с самого начала: сложность человеческих взаимоотношений, внутренняя несвобода в поступках, всепоглощающая скука, когда кажется, что жизнь не имеет смысла. Цель изображения такой беспросветности — помочь читателю увидеть все, что с ним происходит, собственными глазами. Отсюда особая, абсолютно лишенная эмоций и авторских комментариев, манера письма. Особенно это заметно в романе "Окружение", где текст представляет собой длинную, развернутую ремарку.

Герои писателя выверяют каждый свой следующий шаг, осознавая при этом его бесполезность: они живут без азарта, но не впадают в отчаянье. Порой кажется, что автор просто брезгливо описывает их, но на самом деле, при всей желчности Аскильдсена, заметно, что он искренне сочувствует людям, которые запутались в собственной жизни.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15032014230229&oldnumber=239