"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (238) от 4 марта 2004 года

Книжная Полка

Привет Фрейду

Дата размещения на сайте: 17.05.2015

Анна САФРОНОВА

"Нефритовые сны" — не только название книги Андрея Неклюдова (Санкт-Петербург, "Продолжение жизни", 2004), но и название целой серии, где печатается эротическая проза преимущественно молодых питерцев. "Принимать или отвергать?!" — так по-гамлетовски называется вступительная статья Льва Куклина. Мне всегда было интересно, почему, стоит только появиться какой-то нестандартной эротической прозе, сразу вокруг нее возникает незримая атмосфера войны, причем, как правило, готовых "казнить" особенно и не видно, зато готовые "помиловать" все время остерегают потенциальных ругателей. Вот и сейчас: "Я бы не рискнул рекомендовать эту книгу неподготовленному, то есть сексуально неопытному читателю, — пишет критик. — Как и Минздрав — мелкими буковками на сигаретных пачках, — я предупреждаю: чтение этой книги может быть опасно для здоровья… но только для тех, кто заранее настроен против этого вида литературы".

Но зачем же обязательно "принимать" или "не принимать", можно ведь просто читать. Если, к примеру, начать читать с "Танечки" (на силе этого рассказа особенно настаивает Лев Куклин, сопоставляя его и с астафьевской "Любочкой", и с набоковской "Лолитой), то возникнет странное ощущение, будто украдкой читаешь чей-то интимный дневник. И в общем, все равно, складно ли он написан или не очень, потому что этот дневник не собирается стать "литературой", зато при появлении в комнате посторонних его хочется спрятать, и уж вообще не дай бог, если будут заглядывать через плечо. Не важно, в какое "стадо" записать эту "овцу" — в натурализм ли, реализм, причислить к психофизиологическим очеркам, — важно, что текст действует.

Следующие рассказы обнаруживают, что автор гораздо более искушен в литературе, чем авторы подростковых дневников. Его миниатюры "Оргия" и "О бормашине, колготках и врачебной этике" по-хорошему ироничны, рассказ "Фитомания" — вообще эротическая фантастика, а "История одного признания" и "Скажи: люблю" — психологический абрис логики абсурда, то есть логики любви. Центральная же повесть книги, "Нефритовые сны", начинается с классической подачи: "Некий господин К., передавший мне эти записки (которые попали к нему так же не из первых рук), охарактеризовал их как "бред сексуального маньяка". В свою очередь, просмотрев наугад несколько листов, я заключил, что передо мной известного рода стряпня, какой щедро пичкают обывателя издания скандального и порнографического профиля…" Что ж, иерархия "автор/рассказчик" выстроена, читатель "предупрежден" и может расслабиться: закурить любимые сигареты (если курит), закурить электронную сигарету, залив в неё сперва жидкость Joye для электронных сигарет (если бросает курить) или просто выпить чаю (если не курит). Ход очень верный, если учитывать "дневниковую" природу неклюдовской прозы. Итак, главный герой повести поклоняется единственному богу — богу любви и наслаждения. В конце концов он растлевает и теряет любимую женщину, а бога переименовывает в "спрута". В общем, у кого-то "душа незримо жжет и разъедает тело", а у неклюдовского героя — наоборот: его тело, его страсти, его вожделение заводят его в тупик и доводят до самоубийства в момент подглядывания за возлюбленной. В общем, горячий привет Фрейду — старик был бы в восторге…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17052015132533&oldnumber=238